Программа «Мир сказок» была разработана и апробирована в керамической студии гимназии № 6 г. Солнечногорска.
Керамика является одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства с глубокими национальными корнями, формирующих эстетический и этический вкус ребенка, а также развивающих чувство прекрасного. Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, орнамента, технологию, знакомясь с особенностями материала, ребенок постигает опыт, накопленный человечеством, и получает импульс к развитию творческих способностей. Лепка, используемая в керамике, в силу своей специфики и необходимости создания объемного изображения, в отличие от живописи и аппликации, связанных с двухмерным пространством, в большей мере способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, совершенствует природное осязание обеих рук, развивает малые мышцы кистей рук, позволяет лучше координировать движения и ориентироваться в пространстве, способствует также усвоению целого ряда математических представлений (геометрических фигур, длины, ширины, высоты и т.д.).
Полученные знания, навыки и эмоциональное отношение к деятельности позволяют формировать творческую личность, которая способна ценить культуру, которая является для неё духовной и материальной средой. Специфика занятий лепкой позволяет эффективно развивать у младших школьников творческую фантазию, хороший эстетический вкус, интерес и любовь к народному искусству, искусству родного края.
Дети знакомятся с особенностями декоративно-прикладного искусства, у них формируются творческие умения и навыки самостоятельно выполнять разнообразные декоративно-оформительские работы. Особое внимание уделяется раскрытию учащимся художественной выразительности народного искусства.
Большинство программ для кружков и студий керамики предполагают в первую очередь научить определенным навыками, умению формировать определенные формы, копировать образы.
Основными являются такие задачи: научить пользоваться способами и приемами лепки; выразительности средств; помочь понять особенности материала; научить создавать форму предмета на основе восприятия и самостоятельного наблюдения; познакомить с взаимосвязями природной среды и культурных традиций, нашедших свое отражение в предметах декоративно-прикладного искусства; познакомить с историей развития керамики как вида прикладного искусства, познакомить с работами местных мастеров; развивающих: развить интерес к определенному виду деятельности, развивать художественный вкус, фантазию, воображение; психологических: научить сотрудничеству, умению вести себя в коллективе, эмоциональной устойчивости, научить самостоятельной деятельности, побудить стремление к достижению личного успеха и умению радоваться успехам других.
В данной экспериментальной программе занятий основной упор делается не на приобретение определенных умений и навыков, а на личное творческое развитие ребенка. Работа с детьми проходит с учетом возрастных и психологических особенностей. Много внимания уделяется созданию обучающей, комфортной для детей, творческой среды. Подход к процессу обучения основан на учете различий в способах восприятия детей и предполагает гибкое использование разнообразных стилей обучения, сотрудничество учителя и ученика, формирование активной жизненной позиции учащихся. Основными в обучении стали педагогическая поддержка и создание ситуации личного успеха. На занятиях широко применяются методики развития творческих способностей, наглядные пособия, образцы выставочных работ детей и взрослых.
Программой предусматриваются экскурсии на выставки, прогулки на свежем воздухе для наблюдения за живыми объектами природы. А также совместное оформление помещения для занятий, стендов. Итоговые выставки проводятся в форме праздников, ярмарок, в которых дети принимают активное участие, приглашаются родители.
Цель программы:
Создание условий для успешного развития творческих способностей (творческого мышления и воображения), раскрытия потенциала ребенка, эстетическое воспитание, развитие коммуникационных навыков и приобщение к народному творчеству.
Задачи программы:
создать условия для развития творческих способностей учащихся;
способствовать воспитанию эстетического чувства, восприимчивости ребенка к миру, и оценке прекрасного;
внедрение новых методик развития творческих способностей детей младшего школьного возраста;
участие родителей;
оптимальное использование личностного и творческого потенциала каждого педагога и педагогического коллектива в целом;
Материалы по педагогике:
Особенности развития основных видов движений у детей
среднего дошкольного возраста
В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо решать образовательные задачи, одной из которых является - формирование двигательных умений и навыков. Благодаря пластичности нервной системы двигательные умения и навыки формируются у детей сравнительно легко. Большинство движ ...
Особенности логического мышления младших школьников
К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Ж. Пиаже, характеризуя данный период развития ребенка, называет его стадией конкретных операций с предметами. По его мнению, это время является третьей стадией в развитии логического мышления реб ...
Сценарий деловой игры «На тропе сотрудничества»
Цель: оптимизация взаимодействия взаимоотношений между педагогами и родителями. Задачи: сплочение родителей и педагогов, развитие сотрудничества; осознание общих задач, стоящих перед школой и семьей; развитие умений поставить себя на место другого человека; реализация творческих способностей. Катег ...