BriefEducation
Образование: теория и практика » Методика комплексного использования средств наглядности в формировании речевых навыков и умений аудирования » Наглядность как одно из универсальных средств обучения иностранному языку, ее формы, достоинства и недостатки

Наглядность как одно из универсальных средств обучения иностранному языку, ее формы, достоинства и недостатки

Страница 7

Наглядно-чувственный образ есть основа познавательной деятельности человека, формирующуюся, как правило, в результате воздействия многочисленных раздражителей, вызывающих слуховые, зрительные, моторные и другие ощущения. Соответственно коллаж с помощью закодированных в нем фоновых знаний направлен на возникновение всего комплекса ощущений, возникающих в связи с тем или иным ядерным понятием, с той или иной реалией иноязычной действительности .

Французское слово collage означает наклеивание. Оно вошло в разные сферы деятельности человека. Но во всех значениях коллажа есть нечто общее, объединяющая их характеристика: всегда предполагается привлечение внимания к объекту с помощью неординарных, разноплановых средств, акцентирующих внимание зрителя, слушателя на определенных сторонах и свойствах объекта, предмета деятельности человека с целью создания яркого представления о нем или передачи художественного образа.

Цель использования техники коллажа состоит в обучении страноведению. Коллаж выполняет развивающую функцию, формирует социокультурную компетенцию.

В обучении иностранным языкам используются следующие виды кол-лажей (классификация Б.Д. Мюллера):

1. Коллаж типа А — простая солнечная система (Einfaches Sonnen System), в центре которого находится ключевое понятие/ядро и от него расходятся лучи сателлитной информации

2. Коллаж типа В — слепое пятно (Blinde Flecke), где в коллаже имеются незанятые места — пятна, а учащимся предстоит определить, каким именно сведениям отводится свободное место в этом коллаже

3. Коллаж типа С — слепое ядро (Blinder Kern) соответствует типу А, но только школьники определяют ядерное понятие коллажа после знакомства со всем фоном коллажа

4. Коллаж типа D — вспышка (Blitzlicht) составляется на основе одного текста, из которого учащимся предлагается выбрать актуальную страноведческую информацию

5. Коллаж типа Е — чередующееся ядро (Wechselkern) направлен на манипуляции сателлитной информацией в зависимости от того, какое понятие является ключевым.

Кроме того, существуют комбинированные коллажи с применением звукового, изобразительного, схематического, а также текстового ряда информации.

Описанные виды коллажей демонстрируют разнообразные формы работы, соответствующие предлагаемому приему, но далеко не исчерпывают возможностей применения его на практике.

Итак, наглядное пособие, зрительный ряд которого организован с использованием приема коллажа, отвечает целям формирования у школьников представлений о тесной связи всех аспектов высказывания и указания всех ориентиров для осуществления речевых действий. Это помогает объединить разные по характеру зрительные опоры (вербальные, графические, изобразительные) и благодаря общему символу подчеркнуть их общность.

Коллаж знакомит учащихся с различными свойствами ядра, являясь своеобразной смысловой опорой для понимания его значения в целом. Одновременно он представляет собой некий своеобразный план по усвоению содержания ключевой реалии, является стимулом для дальнейшей речевой деятельности в схематически заданной логической последовательности.

Таким образом, коллаж — это универсальное средство методико-педагогического, образовательного воздействия на учащихся. Для него характерны оригинальная форма и содержание. Являясь средством обучения, коллаж отвечает всем требованиям, предъявляемым к нему:

- выступает в материальной форме, являясь орудием труда ученика и учителя;

- ориентирован на цели обучения, выполняя функцию внедрения ком-плекса целей и задач в практику;

- воплощает в структурно-схематической форме определенный объем содержания, связанного с ключевым понятием коллажа;

- соответствует современным методическим направлениям, основываясь на наиболее прогрессивных частнометодических принципах (коммуникативная необходимость и достаточность, учебно-методическая целесообразность,и др.).

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Материалы по педагогике:

Подход В.Ф. Шаталова
Из учителей-новаторов остановим наше внимание на подходе В.Ф. Шаталова, описание принципов организации учебной работы которого в литературе широко представлено не только собственными работами автора, но и его последователями и "толкователями" сути его подхода в применении к различным пред ...

Педагогика свободного воспитания
В1973г. в Англии на 91-м году жизни скончался "последний клас­сик" свободного воспитания, создатель и бессменный руководитель ле­гендарной школы Саммерхил Александр Нил (Нейлл). На протяжении всей своей долгой жизни он, словом и делом отстаивал право ребенка жить и развиваться свободно уж ...

Экспериментальное изучение эстетических чувств у младших школьников с нарушением интеллекта
Цель констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы - явилось выявление уровня сформированности эстетичских чувств у младших школьников с нарушением интеллекта. Экспериментальная работа проводилась на базе специальной (коррекционной) школы-интерната № 1 г. Владимира. Экспериментальное исслед ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru