BriefEducation
Образование: теория и практика » Восприятие пейзажа дошкольниками » Методика ознакомления детей дошкольного возраста с пейзажной живописью

Методика ознакомления детей дошкольного возраста с пейзажной живописью

Страница 2

Процесс познания дошкольником искусства нельзя строить на обучении его восприятию содержания картины или ее выразительных средств, умению видеть, что изображено в произведении, понимать, о чем картина.

При ознакомлении детей с живописью изменяется и метод формирования личностного отношения детей к живописи. Вместо рассказа-образца личностного отношения педагога к понравившейся картине используются расчлененные вопросы. Длительное применение рассказа-образца педагога по картине может привести к пассивному восприятию произведения. Поэтому на втором этапе используют приемы, активизирующие мыслительную активность ребенка (конкретные вопросы).

Использовать различные рода эмоциональные установки: «Что тебе вспоминается, когда ты смотришь на эту картину? О чем думается, что представляется?» и т.д.

Лишь на основе последовательного применения конкретных вопросов и эмоциональных установок можно подвести детей к пониманию сложного обобщающего вопроса «Почему понравилась картина?»

Так ребенок учится, развернуто высказывать эмоционально-личностное отношение к понравившемуся произведению.

Третий этап

По мере приобретения детьми эстетического опыта рассматривания картин воспитатель вводит новые методические приемы, с помощью которых формируется творческое восприятие детьми произведений живописи.

Прием сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно, с усложнениями. Вначале детям дают для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но отражающие контрастное настроение. Например, картины «Сыновья» - П.П. Оссовского, «Ярмарка» - А.А. Пластов, а затем картины одного художника, но разного колористического решения: «Золотая осень» и «Март» И.И. Левитана.

Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак. Сравнение репродукций картин одной тематики между собой и с реальными явлениями действительности, установления в них сходства и различий способствуют проявлению у детей сильных эмоциональных чувств, что очень важно для творческого восприятия дошкольниками произведений искусства.

Используется прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником. Как бы ставит ребенка в позицию «сотворчества» с художником.

Красота родной природы, красочность изображений вызывают у детей эстетические эмоции и ассоциации. Если ребенок в процессе восприятия живописи опирается на свой жизненный опыт, это один из показателей высокого уровня понимания им произведений искусства и адекватного отношения к нему. Эмоциональность личностных оценок, наличие в них образных сравнений и эпитетов говорят о благоприятном влиянии искусства на интеллектуальное развитие ребенка, его монологической речи и эмоциональной сферы.

Поэтому очень важно при ознакомлении дошкольников с живописью на всех этапах педагогического процесса создавать условия для активного творческого восприятия детьми произведения, побуждать их к постановке вопросов о просмотренном произведении.

Живопись раскрывает перед ребенком красоту окружающей природы и красоту человека, приобщает его к нравственно-эстетическим идеалам общества.

Художниками могут стать не многие, но уметь воспринимать искусство, разбираться в нем, любить его может и должен каждый человек. Каждый растущий человек независимо от будущей специальности должен искусство воспринять, сделать своим. А помогать в этом должны взрослые.

Восприятие искусства – это напряженная работа чувства и мысли, особый интеллектуально-эмоциональный труд души. По линиям, цветом пятнам предстоит ребенку создавать художественную картину мира, проделать как бы встречный путь к авторскому замыслу. Этот особый труд души человека будет желанным в том случае, если он будет к нему подготовлен, а такую подготовку, возможно, начинать с детства.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Внимание как избирательная направленность и сосредоточенность психической деятельности
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водово ...

Методологические особенности проектной деятельности детской школы искусств
Социокультурное проектирование - это специфическая технология, способ достижения определённого результата. Это конструктивная, творческая деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объ ...

О.В. Кубасова – программа «гармония»
На смену единой, обязательной программе по чтению для начальной школы В.Г.Горецкого пришло более десятка авторских концепций, учебников по чтению и литературному образованию младших школьников. Одной из них является программа по литературному чтению - «Гармония». По мнению автора данной программы О ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru