BriefEducation
Образование: теория и практика » Восприятие пейзажа дошкольниками » Методика ознакомления детей дошкольного возраста с пейзажной живописью

Методика ознакомления детей дошкольного возраста с пейзажной живописью

Страница 1

Педагогический процесс приобщения дошкольников к искусству осуществляется постепенно, при этом учитывается своеобразие восприятия детей дошкольного возраста: вначале целостное, нерасчлененное, затем происходит этап осознанного анализа и вторичное целостное восприятие, теперь уже на основе синтеза.

1. Эмоциональное целостное восприятие, детальное всматривание картины.

2. Осмысление на уровне обобщения.

3. Творческое целостное восприятие произведения.

В целях развития выразительности речи проводилась предварительная работа – это игры и упражнения, подготавливающие ребенка к восприятию произведения («Скажи фразу»).

Первый этап

Основным приемом ознакомления детей старшего дошкольного возраста с изобразительным искусством на первом этапе является искусствоведческий рассказ педагога. Выбор искусствоведческого рассказа как приема ознакомления дошкольников с живописью обусловлен содержанием и построением произведения, в котором отражены в логической взаимосвязи его элементы.

Структура искусствоведческого рассказа может быть примерно такой: сообщения названия картины и фамилии художника; о чем написана картина; что самое главное в картине (выделить композиционный центр), как оно изображено (цвет, построение, расположение); что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (так идет углубление в содержание картины, при этом устанавливается связь между содержанием произведения и средствами его выражения); что красивого показал своим произведением художник; о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину.

Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чем картина.

Восприятие живописи, ее познание невозможны без эмоций, поэтому не следует ограничиваться только искусствоведческим рассказом или анализом содержания и выразительных средств произведения. Картины художников должны вызывать у детей определенные чувства, желание творить красоту и добро.

Поэтому в процессе ознакомления детей с живописью, особенно на первых этапах, оправдывает себя прием «вхождения» в картину, воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины событий.

Эмоциональное отношение ребенка к картине – показатель возникшего интереса к произведению. На основе эмоционально-личностного отношения у дошкольника начинают закладываться ценностные ориентации, основы его мировоззренческой направленности. Учитывая это, педагог имеет возможность формировать нравственно-эстетические представления о добре и зле, красивом и безобразном в искусстве.

Итак, на первоначальном этапе ознакомления детей с изобразительным искусством стоит задача создания интереса к живописи, к картине художника, формирования умения внимательно ее рассматривать, эмоционально откликаться на ее содержание. Это обуславливает и своеобразное применение таких методических приемов: искусствоведческий рассказ педагога, постановка конкретных и подробных вопросов, приемы «вхождения» в картину, воссоздания событий, последующих и предшествующих произведению, а также разнообразных эмоциональных форм подведения итогов занятий по ознакомлению с живописью.

Второй этап

Точность понимания эстетического характера изображения, идейной направленности произведения во многом зависит от восприятия единства содержания картины и формы его выражения.

Решению этой задачи в дошкольном возрасте способствует использование приемов композиционных и колористических вариантов. Педагог словесно или наглядно показывает, как меняются содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции (определенного порядка в соотношении элементов произведения) или колорита (цветового сочетания) в картине.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе
Сегодня понятие «познавательная активность» широко используется в различных направлениях психолого-педагогического поиска: проблем отбора содержания образования (В.Н. Аксюченко, А.П. Архипов, Д.П. Барам), формирования общих учебных умений (В.К. Котырло, Т.В. Дуткевич, З.Ф. Чехлова), оптимизации поз ...

Обучение произношению французского языка в средней школе
В средней школе при обучении французскому языку большое значение имеет интонация. Самая распространенная форма вопроса во французском языке - интонационная: Tu viens? Vous ȇtez malade? В разговорной речи современного французского языка прямой порядок слов является не просто преобладающей формо ...

Историко-педагогический аспект обучения слабослышащих детей
Вопрос о специальном обучении слабослышащих детей имеет длительную историю. На протяжении нескольких столетий, начиная с первых упоминаний в научных трактатах о детях с частичной потерей слуха (XVI в.) этот вопрос неоднократно поднимался представителями разных наук – врачами, педагогами, психологам ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru