Игрушки важны сами по себе, но в контексте социального обмена они приобретают особую значимость. Когда дошкольники играют с физическими объектами, такими, как песок, вода, камешки, игрушки, они все время узнают что-то новое.
Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений.
В процессе познания восприятия дети выполняют следующие функции: во взаимодействии с педагогом-психологом:
– отражают отдельные отношения, присущие предметам и процессам внешнего мира;
– позволяют выделить целостный предмет из окружающего фона, отображая по законам подобия и перспективы его формы, величину, фактуру поверхности, положения в пространстве (зрительное и осязательное восприятие);
– здесь могут служить признаком других ненаблюдаемых свойств предмета, если связь между восприятием и этими свойствами заранее известна.
Воля – сознательная целеустремленность ребенка на выполнение тех или иных действий. Начальным звеном волевого действия – является постановка и осознание цели, затем принятие решения действовать выбор наиболее целесообразных способов осуществления действий. Умение и способность принимать правильные решения и выполнять их, доводить начатое дело до конца, является результатом опыта, знаний, воспитания и саморазвития дошкольника.
Качество дошкольного воспитания в значительной мере зависит как от правильно составленной системы развивающих задач, так и от адекватной стратегии общения, взаимодействия взрослого с детьми. Развертывая общение с детьми, необходимо учитывать и их возрастные особенности, и индивидуальные склонности и интересы, и специфику того вида деятельности, в котором взрослый взаимодействует с детьми. Говоря об игровом взаимодействии и общении взрослого с детьми, мы должны иметь в виду прежде всего их совместную игру, далее занятия, труд.
Анализ практики дошкольных учреждений показывает, что педагоги зачастую используют репродуктивные методы обучения. Но существует целый арсенал средств активизации математической деятельности дошкольников. Одним из них выступает занимательность. Проблеме занимательности посвящены труды по психологии и педагогике (Ю. К. Бабанский, К. А. Лыгалова, Д. И. Трайтак, И. Д. Синельникова, Н. И. Гамбург и др.).
П. Кудлер, отмечал, что наука развивается так быстро, что человек не может обойтись без научных знаний, популярно изложенных.
Я. И. Перельман считал занимательность главным средством, помогающим сложные научные истины делать доступными для непосвященного человека, его удивлять, возбуждать в нем процессы мышления, наблюдательность, содействовать активному познавательному отношению к окружающим явлениям действительности. Как показывают исследования Н. И. Гамбург, шутки, курьезы способствуют активизации мысли, озадачивают и побуждают к поиску.
Сущность занимательности составляют новизна, необычность, неожиданность. Занимательный материал, специально создан для умственного развития и требует для своего решения догадливости, сообразительности. Все это способствует развитию таких мыслительных операций, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, аналогия и др.
Однако следует помнить, что занимательность эффективна тогда, когда педагог понимает ее как фактор, влияющий на психические процессы, осознает цели ее использования в каждом конкретном случае, потому что назначение занимательности в учебном процессе многообразно:
Материалы по педагогике:
Иркутский государственный университет
Иркутский государственный университет учрежден 27 октября 1918 года. Его открытие положило начало высшему образованию в Сибири и на Дальнем Востоке. Университет сразу стал главным образовательным, научным и культурным центром на огромной территории от Енисея до Тихого океана. Сегодня Иркутский госу ...
Обучение самостоятельной деятельности на уроках иностранного языка
Стремление самостоятельно и творчески овладеть знаниями, выполнить задания, требующие проявления критичности ума, воображения, фантазии, мечты, - вот непременные условия возникновения глубокого интереса к учебным предметам. Самостоятельная работа рассматривается как специфическая форма учебной деят ...
Географическая площадка. Репродуктивный метод обучения географии
Географическая площадка - это лаборатория учителя географии под открытым небом. Работа на площадке развивает умение наблюдать происходящее явление или процесс. Для организации географической площадки нужен небольшой участок земли (10 *10; если место для класса - 21*12). Место для географической пло ...