BriefEducation
Образование: теория и практика » Проект студии инструментальной музыки для детей школьного возраста » Детское музыкальное творчество как форма СКД

Детское музыкальное творчество как форма СКД

Страница 6

Совершенствование основанных на электронном музыкальном инструментарии способов творческой деятельности обусловливает ее развитие в целом. В отличие от традиционного музыкального обучения, при обращении к цифровому инструментарию создание подобных продуктов становится доступным, начиная с первых занятий, даже самым маленьким ученикам, и, таким образом, отпадает необходимость в косвенных методах диагностики их творческого развития.

Критерием качества создаваемых учащимися художественных произведений, по которым можно судить о степени развития их творческой деятельности, могут послужить сложность решаемых творческих задач, а также грамотность и оригинальность их решения.

Приобщение учащихся российских детских музыкальных школ и школ искусств к электронному музыкальному творчеству происходит на основе учебных программ клавишный синтезатор, ансамбль клавишных синтезаторов и студия компьютерной музыки. Обучение по всем трем дисциплинам данного цикла содержит ряд общих задач. Это изучение художественных возможностей наличного цифрового инструментария, получение базовых знаний по музыкальной теории, освоение исполнительской техники, совершенствование в практической музыкально-творческой деятельности. (Последней задаче подчинено решение первых трех). Основная масса учащихся музыкально-образовательных учреждений осваивают основы электронного музыкального творчества.

Усложнение музыкально-творческой деятельности учащихся само по себе еще не обеспечивает повышение качества ее продукта. Даже продвигаясь к ее «вершинам», учащиеся зачастую «спотыкаются» на задачах, относящихся к ее более низким уровням. В отдельных случаях в своих аранжировках они допускают ошибки по гармонии. Чаще же всего такие ошибки возникают при построении фактуры гомофонно-гармонического склада (то есть при решении задач третьего уровня сложности).

Типичным недостатком в решении творческих задач является шаблонность применения электроакустических средств. Как правило, это решение связано с выбором пресетных звукорежиссерских настроек, закрепленных за тем или иным голосом.

Композиторская направленность обучения встречается редко. Обычно она сопутствует преподаванию музыкального компьютера и обусловлена не инерционностью мышления педагога, а его стремлением заинтересовать ученика быстротой и легкостью создания музыки в программах – музыкальных конструкторах или – на основе наигранных учеником и переработанных с помощью компьютерных средств сонорных заготовок в программах – MIDI-секвенсерах или аудиоредакторах. И данная задача, как правило, успешно решается.

Однако подобная деятельность развивает музыкально-творческие способности очень односторонне. Осваивая в процессе складывания «музыкальных кубиков» операции, направленные на построение фактуры и композиционной формы, ученик, вместе с тем, никак не приобщается к работе над тематическим материалом, гармонизацией и инструментовкой. С другой стороны, он не развивается и как исполнитель. Такая узкая ниша музыкальной деятельности не может надолго удержать внимание учеников, и интерес к ней, в большинстве случаев, быстро утрачивается.

Еще одна творческая направленность обучения – звукорежиссерская – встречается очень редко. Однако звукорежиссерская обработка является необходимым атрибутом электронной музыки. Но, если в процессе создания этой музыки не уделяется должное внимание работе над ее композиторской и исполнительской составляющими, то развитие учеников заметно тормозится. А их выступления на сцене, когда, скажем, вместо игры на клавишном синтезаторе они заняты лишь переключением его настроек во время звучания сделанной педагогом фонограммы, воспринимаются как курьезные.

Не решает проблемы полноценного развития музыкального творчества учащихся и обращение ко многим музыкально-компьютерным программам, если последовательность приобщения к ним в рамках учебного процесса не отвечает принципу возрастания роли пользователя в интерактивном взаимодействии с ними. Например, если обучение в студии компьютерной музыки строится на основе множества разных автоаранжировщиков, но при этом не затрагивается ни один из MIDI-секвенсеров, аудиоредакторов и виртуальных синтезаторов, то результат его будет столь же скромным, как если бы всю учебную деятельность в классе клавишного синтезатора свести к игре с автоаккомпанементом.

Все описанные выше случаи неоправданного акцентирования в обучении каких-либо одних составляющих электронного музыкального творчества, музыкально-компьютерных программ или режимов игры на синтезаторе в ущерб другим входят в противоречие с учебными программами по электронным инструментам, утвержденными Министерством культуры РФ, Министерством образования и науки РФ, и имеют одинаково печальные последствия.

Лишаясь каких-либо из своих составляющих – композиторской, исполнительской, звукорежиссерской и звукового синтеза, деятельность на основе цифрового инструментария предстает в своем усеченном, неполноценном виде. Все эти неверные установки преподавания музыкальной информатики можно объяснить трудностями роста новой, только складывающейся в нашей стране педагогической деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

Контрольные нормативы по технической подготовке
Контрольные нормативы дают возможность получать количественные показатели, по которым можно судить о степени владения навыками приемов игры. Приводим перечень нормативов по основным приемам. 1. Точность второй передачи. 2. Точность передачи мяча через сетку в прыжке. 3. Передачи сверху у стены, сто ...

Диагностика воспитанности
1. Охарактеризуйте выделенные в теории педагогики критерии и показатели воспитанности: внешние – связаны с проявлением результатов воспитания во внешней форме, – суждениях, оценках, поступках, действиях личности; внутренние – связаны с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, – мотивами, убеждениям ...

Описание диагностических методик на выявление уровня процесса обобщения младших школьников
В связи с поставленными целью и гипотезой необходимо определить уровень развития умения обобщать младших школьников. Для достижения данной цели подобраны диагностирующие методики, результаты которых позволят судить о сформированности данного умения. Тест №1. Для определения уровня развития логическ ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru