Основа материальной базы для занятий физкультурой — это спортивные сооружения, позволяющие выполнить программу физического воспитания по предусмотренным в ней видам физической подготовки и отдельным упражнениям. В первую очередь к ним относится спортивный зал, где может быть пройден учебный материал по гимнастике, борьбе, спортивным играм, прикладным физическим упражнениям.
Уроки в спортивном зале целесообразно проводить только зимой и в ненастную погоду. Все остальное время, при соответствующих гигиенических условиях, учащиеся должны заниматься на открытом воздухе. Не случайно в СанПиНе в числе требований к территории образовательного учреждения указывается, что оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.
Учебным заведениям, расположенным в районах, где имеется возможность вести лыжную подготовку, желательно иметь лыжную базу, расположенную в двух изолированных друг от друга помещениях, что позволит отдельно хранить инвентарь для учебной и для внеклассной работы.
В понятие материальной базы входит также оборудование. Спортивное сооружение для учебных целей должно быть оснащено таким образом, чтобы заниматься на нем в основной части урока могли одновременно все или не менее половины обучающихся.
В зале или соседних помещениях необходимо установить легко убирающееся многокомплектное (так называемое нестандартное) универсальное спортивное оборудование и тренажеры, дополнительные баскетбольные щиты и приспособления для занятий различными видами физической подготовки. На школьной спортивной площадке имеет смысл оборудовать ямы для прыжков в длину и высоту увеличенных размеров с целью повышения их пропускной способности во время обучения, а для занятий общей и прикладной физической подготовкой установить гимнастическое оборудование (брусья, перекладины, бревно и т.д.), элементы препятствий и тренажеры. Широкое применение всего этого оборудования должно найти место во время проведения занятий спортивных секций, продленной перемены, спортивного часа в группе продленного дня. Необходимое оборудование следует разместить на лыжной базе и других спортивных объектах.
Во многих учебных заведениях широко используется универсальное спортивное оборудование, к которому прежде всего относятся различные тренажеры, благодаря чему значительно возрастает моторная плотность уроков физкультуры, резко повышается качество физической подготовки учащихся, появляется возможность более дифференцированно подойти к процессу обучения. Наличие тренажеров позволяет индивидуализировать работу со школьниками, повысить интерес к систематическим занятиям физической культурой, поднять их эффективность. Часть тренажеров рекомендуется разместить в таком месте, чтобы учащиеся могли пользоваться ими в свое свободное время. Систематические занятия с применением тренажеров обычно оказывают положительное влияние на поведение учащихся, помогают им отказаться от вредных привычек, таких как курение, стать более собранными и дисциплинированными.
Эффективность учебной работы находится в прямой зависимости от возможности применить на уроках достаточное количество разнообразного спортивного инвентаря. Для того чтобы обеспечить разностороннюю физическую подготовку учащихся, директору учебного заведения важно знать содержание типового табеля спортивного инвентаря и оборудования, необходимого для занятий по физическому воспитанию. Такой табель обычно дается в приложении к программе по физической культуре. В него включаются: инвентарь для общей и прикладной физической подготовки; технические средства обучения, в т.ч. экранные и наглядные пособия; инвентарь для борьбы, спортивных игр; легкоатлетический и лыжный инвентарь; туристический инвентарь и снаряжение.
Материалы по педагогике:
Активные методы обучения в подготовке специалистов дошкольного образования
в системе профессиональной подготовки
Каждая форма организации учебных занятий имеет свою специфическую форму внешне выраженного взаимодействия её участников. Рассмотрим её через призму всего многообразия методов обучения, используемых в сфере среднего профессионального образования. Как известно, обучение представляет собой процесс дву ...
Финансирование по уровням образования
Финансовое состояние начальной школы считается вполне благополучным. Во-первых, система финансирования на этом уровне образования давно отлажена. Во-вторых, начальная школа является не столь капиталоемким сектором, как средняя и тем более высшая школа – крупные расходы (в 2002 г. – 29,7 млрд. евро ...
Особенности формирования мотивации обучения в подростковом возрасте
Необходимо наметить самые общие, принципиальные пути формирования мотивации. Первый путь — его называют иногда путем «сверху вниз» — состоит в привитии школьникам идеалов, образцов того, какими должны быть мотивы учения. На это направлена вся система нравственного воспитания в обществе, в школе. Зд ...