Центральным и основополагающим компонентом учебной работы по физическому воспитанию является урок физической культуры. Посещая урок, руководителю целесообразно проанализировать следующие его компоненты:
организацию урока;
физическую нагрузку учащегося;
общую и моторную плотность урока;
обучение двигательному действию;
домашнее задание.
Руководитель учебного заведения, давая разносторонний и объективный анализ урока, прежде всего оценивает то, как организован урок. Быстрое построение учащихся, наличие у них требуемой спортивной формы, четкая и доходчивая для школьников форма постановки задач урока, минимальная потеря времени на установку оборудования и высокая общая плотность занятий, организованный переход от одной части урока к последующей, хорошая дисциплина и сознательное выполнение учащимися учебных заданий — наиболее важные моменты организации урока, на которые в первую очередь следует обратить внимание.
Другой важный компонент урока — физическая нагрузка. Без соответствующей нагрузки, обязательного учета физических возможностей учащихся нельзя обеспечить эффективность физического воспитания. Учитель должен знать индивидуальные физические возможности каждого учащегося, владеть разнообразными способами и приемами регулирования физической нагрузки на уроке.
Я.С. Вайнбаум предлагает ряд параметров, которые следует выполнять при дозировании нагрузок на уроках физической культуры (см. табл. 1.1).
Таблица 1.1 Должное нормирование нагрузок на уроке физкультуры
Структура нагрузок |
Упражнения |
Норма нагрузок |
Метод выполнения | |||||
Направленность |
Группы мышц |
Интенсивность |
Объем | |||||
Развивающий |
Поддерживающий | |||||||
Кол-во серий |
Время, мин. |
Кол-во серий |
Время, мин. | |||||
Сила |
Плечевой пояс и руки |
Упражнения основной и снарядной гимнастики, акробатики |
70–75% от максимальной, интервал между сериями 40–90 сек. |
3 |
4–5 |
2 |
2–3 |
Повторно-серийный |
Ноги, брюшной пресс, спина |
«-» «-» «-» |
3 3 3 |
2 2 2 |
«-» «-» «-» | ||||
Скоростная взрывная сила |
Туловище, плечевой пояс и руки |
Метания, игры, прыжки |
80–100% от максимальной |
3 (по 2–3 повторения) |
6 |
2 |
3 |
Повторно-серийный |
Ноги |
«-» |
«-» | ||||||
Скорость |
Бег, игры |
3 (по 2–3 повторения) |
3 (по 2–3 повторения) |
3 |
1 |
1 |
Повторно-серийный | |
Общая выносливость |
Бег, игры |
150–160 уд./мин. |
15 мин. |
15 мин. |
Непрерывный, равно-мерный и переменный |
Материалы по педагогике:
Виды тестов в обучении иностранным языкам
Как известно, для методики преподавания языка характерно наличие так называемой «типологии заданий», которая представляет собой систему различных видов тестов, а также представлений о том, как они должны использоваться. Известно несколько видов тестов. Например, тесты, цель которых состоит в опреде ...
Сущность контроля и проверки
Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития. Система контрол ...
Праздник в школьном музее русской культуры
Все больше в жизнь музея входят музейные праздники, являющиеся одной из перспективных форм работы с посетителями. Музейный праздник в школе рассматривается сегодня как гибкая и эффективная педагогическая система приобщения детей к сокровищам народной культуры. Школьный музей становится таким центро ...