Наблюдение - один из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида:
· За изменением и преобразованием объектов;
· Репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части - картина всего явления. утка голубой фаворит описание породы
Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателем следующих требований:
· Ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения;
· Планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения;
· Учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения;
· Высокая умственная активность и самостоятельность детей
А) Приметы зимы
Предложить детям поговорить о приметах зимы, вспомнить и самим рассказать о приметах, которые им известны(зимой холодно, идет снег, некоторые насекомые и животные спят, нет листьев на деревьях, дни короче, ночи длиннее и т. п. ). Задать вопросы: почему идет снег, а не дождь? почему ложатся спать животные? где насекомые? и т. д. Предложить рассмотреть снежинки. Сделать вывод: все снежинки разные и удивительно красивые, но у всех есть общее свойство, какое?(6 лучей) В группе предложить вырезать снежинки из бумаги.
· По данному наблюдению могут быть рекомендованы картины:
Саврасов "Иней", "Зимний пейзаж", "Зимняя дорога"; И. Э. Грабарь "Февральская лазурь", "Зима"; К. Ф. Юон "Зимка", "Русская зима", "Волшебница-зима".
Б) В гости к деревьям
Предложить вспомнить, какими были деревья на участке осенью? А летом? А сейчас какие? Почему так происходит?(из промерзшей земли корни не могут тянуть воду и холодного зимнего солнца им недостаточно, поэтому деревья сбрасывают листья и засыпают. Если бы листья не осыпались, ветви могли бы сломаться под тяжестью снега, а с тонких голых веточек снег легко соскальзывает, не причиняя дереву вреда).Обратить внимание на ель и сосну. Изменились ли они с приходом зимы? Нет, они не сбросили свои хвоинки, как лиственные деревья, так и будут зимовать в зеленом наряде. Хвоинки –это те же листики, но маленьким иголочкам нужно меньше воды и солнца, поэтому они и не сбрасывают хвою. Хвойные деревья тоже спят зимой, засыпают позже и просыпаются раньше. Предложить собрать веточки лиственных деревьев и поставить их в вазу в группе.
· По данному наблюдению могут быть рекомендованы картины:
Шишкин "На севере диком", К. Ф. Юон "Зима. Черные березы", "Конец зимы. Полдень", И. Левитан "Зимой в лесу"
В) Кто улетел, а кто остался?
Напомнить, что многие птицы с приходом осени улетают в теплые края. Почему одни улетают, а другие остаются зимовать с нами?
Где живут утки и гуси? (у рек, у прудов) Река для них дом и столовая.
Что происходит с реками зимой? (они замерзают) Значит, водоплавающим зимой надо искать себе другой дом.
А что летом кушают ласточки?
Чем кормят своих птенцов? (летающими насекомыми)
А зимой насекомые летают?(нет, они прячутся от холода до весны)
Зимой многим птицам нечего есть и они ищут себе дом в других местах, теплых и сытных. Почему не улетают синички, воробьи, вороны, галки, дятлы? (Зимой они могут отыскать себе пропитание: семена и плоды растений, насекомых и их личинок под корой деревьев, могут перебраться жить поближе к людям и поживиться остатками их пищи).
· По данному наблюдению могут быть рекомендованы картины:
И. Медведев "Снегири. Болдов ручей", А. Липатов "Снегири", Левитан "Зима в деревеньке"
Г) Птичья столовая
Предложить вспомнить картины с изображением птиц, которые рассматривали в группе, особенно снегиря. Прочитать стихотворение А. Прокофьева "Снегири":
Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей!. .
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинку принес;
Хорошо угостил-
Хорошо подсластил
Зимним вечером поздним
Ярко алые грозди.
Материалы по педагогике:
Формы организации воспитательного процесса
1. В чем заключается педагогическая ценность игры как особого вида деятельности детей? Игра имеет большое значение в развитии личности, основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании и, наконец, в процессе социализации. В структуру игры как деятельности личности входят этапы: це ...
Основные направления работы с устаревшими словами в
семье и в дошкольном учреждении
Дети 5-7 лет очень любят сказки, стихи, былины. Они привлекают их внимание, становятся любимыми на долгие годы, требуют встречи с ними вновь и вновь. Но практика показывает, что дошкольники сами не способны понять значение многих слов и выражений, поэтому здесь требуется помощь взрослых. Для того ч ...
Опытно-эксперимантальная работа выявления педагогических условий подготовки
старшеклассников к военной службе
В исследовании принимали участие учащиеся двух 11-х классов МОУ СОШ № г. Кувандыка Оренбургской области, в количестве 37-ми человек, возрастной состав учащихся, в среднем, составил 16-17 лет. Учащиеся 11 «А» класса (в количестве 18-ти человек, из них 10 девочек и 8 мальчиков) являлись контрольной г ...