- практически - при внедрении системы ECTS в Украине крайне важно учитывать общеевропейский опыт построения образования с применением ECTS.
Таким образом, одной из целей инновационного развития национального образования является участие большинства ВУЗов в системе ECTS, а показателем, отражающим степень инновационных процессов, происходящих в учебном заведении, является количество заключенных Learning Agreement.
Однако, практическая реализация политики, направленной на внедрение системы ECTS связанна с определенными трудностями, возникающими в сфере:
1. Активизации внутренних ресурсов ВУЗов, так как переход на систему ECTS требует пересмотра требований к квалификации преподавательского состава.
2. Согласования учебных планов дисциплин, образовательных курсов для перезачета дисциплин между ВУЗами при условиях партнерских отношений, с использованием кредитов системы ECTS.
Необходимо различать отличие между назначением кредитов для разделения курса и присвоением кредитов студентам. Кредиты ECTS предназначены для разделов курса обучения, но присваиваются только студентам, которые успешно завершили курс и получившие определённую оценку.
2. Перечень направлений и специальностей, по которым происходит подготовка специалистов в высших учебных заведениях Украины намного шире, представленного программой ERASMUS. Это создает дополнительные трудности для перехода на систему кредитов ECTS.
3. Языковой барьер - совершенствование европейских языков студентами (свободное владение).
Необходимо создание научно-методических указаний по изучению дисциплин на языке ВУЗов, с которыми осуществляется сотрудничество по обмену студентами.
4. Отсутствие условий и механизмов государственного регулирования, обеспечивающих возможность свободного перемещения студентов в границах стран-участниц Болонского процесса.
5. Решения, принимаемые учебными заведениями по внедрению систем, связанных с инновационными технологиями происходят в условиях дефицита финансовых ресурсов, а внедрение системы ECTS связанно с дополнительными финансовыми затратами.
Решение вышеуказанных проблем, позволит практически внедрить инновационное направление развития системы образования Украины, в частности - системы ECTS.
Нельзя не учитывать тот факт, что система ECTS предусматривает определенную гибкость по отношению к разным Европейским системам образования. Поэтому ее удобнее всего использовать в условиях децентрализации образования. То есть, используя методы инновационного менеджмента, дать возможность ВУЗам 3-4 степени аккредитации осуществлять самостоятельный поиск ВУЗов-партнеров за рубежом.
Поэтому, можно сделать вывод - актуально рассмотрение вопросов, связанных с возможностью и необходимостью создания региональных центров по оказанию методологической помощи ВУЗам в сфере внедрения современных технологий (одной из них является система ECTS), с участием специалистов в сфере инновационного менеджмента.
Однако ситуация с реформами не слишком оптимистична и в самой Европе. С одной стороны, регулярно появляются отчеты, в которых говорится об улучшении ситуации в сфере высшего образования и формировании единого европейского образовательного пространства до 2010 года. С другой - в них все чаще звучат нотки пессимизма. На многие проблемные вопросы до сих пор не найдены ответы.
Так, по сей день остается нереализованным один из главных принципов Болонской конвенции - мобильность. Препятствия на пути ее эффективного внедрения - несогласованность учебных программ в европейских вузах, проблемы с визами и разрешениями на работу для студентов и научно-педагогического состава, отсутствие единого приложения к диплому, которое признавали бы все страны - участницы Болонской конвенции. Согласно данным Европейской ассоциации университетов (EUA), озвученным на 13-й Европейской студенческой конвенции в Берлине, только 47% вузов Европы выдают студентам единые общеевропейские приложения к диплому. Внедрением ECTS - кредитно-трансферной системы, которая должна обеспечить полноценное функционирование системы образования, - могут похвастаться только 66% университетов Европы, а такие страны, как Эстония, Латвия, Испания и Греция, дают преимущества национальным системам образования.
Материалы по педагогике:
Распределение полномочий по уровням власти. Децентрализация
Помимо различных министерских структур, определенными полномочиями в сфере образования обладают региональные, департаментские и муниципальные органы власти. Это связано и с историческим прошлым Франции, когда местные власти на собственные средства создавали и содержали учебные заведения, и с объект ...
Уровни развития познавательного интереса у детей младшего школьного
возраста
Горчинская А.А. отмечала, что познавательный интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Его область – ...
Урок математики в подготовительном классе
Структура урока математики в подготовительном классе соответствует особенностям мышления и памяти шестилетних детей: Коллективная работа учителя с классом, когда в ходе игровой деятельности выполняются задания зоны актуального развития, готовящие детей к открытию нового материала (до 10 мин.) Физку ...