BriefEducation
Образование: теория и практика » Психологическая поддержка школьников при сдаче ЕГЭ » Виды и тактики педагогической поддержки школьников

Виды и тактики педагогической поддержки школьников

Страница 2

При этом педагог должен уметь:

определять свое отношение к функциональным конфликтам, но при этом не вступать в межличностные конфликты;

занимать организационную, управляющую позицию по объединению необходимых людей (иногда родителей или других учителей, педагогов вуза), способствующих реализации права старшеклассника на достойное образование;

выходить за пределы конкретной школы и использовать ресурсы для поддержки учащегося.

Помощь. Эта тактика педагогической поддержки направлена на создание условий, при которых учащийся получает возможность готовиться к экзаменам в условиях эмоционального комфорта.

Тактика помощи в подготовке к ЕГЭ рассчитана на старшеклассников, которые сами блокируют свою активность, поскольку не могут справиться со страхом перед проверочной или контрольной работой как этапа подготовки к ЕГЭ. Образовательный эффект данной тактики состоит в том, что учащиеся, столкнувшись с проблемой, ощущают порой себя слабыми, но после самостоятельных действий и преодоления страха осознают себя не хуже других, понимают, что могут быть тоже успешными, как и другие учащиеся.

В ходе помощи учащийся убеждается, что он может обходиться при сдаче к ЕГЭ без посторонней помощи. Педагог эмоциональной поддержкой уменьшает остроту переживания допущенных ошибок. Важно отметить, что чем меньше педагог оказывает прямую помощь, тем больше ученик гордится собой и своими успехами.

Содействие. Главные условия перехода к данной тактике для нашего случая заключаются в том, что: ученик объективно и субъективно не становится «жертвой обстоятельств»; при подготовке к экзаменам у него отмечается достаточно стабильное эмоциональное состояние; его самооценка адекватна.

При тактике содействия, учитель сохраняет для учеников право свободного выбора и ответственности за этот выбор. При этом старшеклассник имеет возможность проверить свои силы, успешно двигаться в разрешении своих проблем с опорой на «могу». Результатом тактики содействия является появление уверенности в себе. У него создаются условия для самоопределения. При этом учащийся не испытывает волнений при получении низкой оценки или допущенной ошибки. Он знает, что её всегда можно исправить и в дальнейшем получить более высокий балл. Образовательная роль тактики содействия заключатся в том, что учащийся имеет возможность расширить представления о вариантах выбора, погружается в ситуацию анализа и самоанализа, конструирования и оценки ситуации; строит, осознает и аргументирует основания своего выбора, имеет возможность действовать в соответствии со своим выбором; фиксирует собственную ответственность за результат, получает конкретный опыт по итогам выбора своего поведения.

Роль содействия в том, что учитель не только занимает позицию слушающего, но и сдерживает сиюминутные намерения учащихся действовать, не обдумав, вовлекает его в процесс осмысления того, что он собирается сделать; постоянно интересуется мнением и отношением учащихся к решению проблемы; упрощает конструкцию ответов старшеклассников, уточняет их мнение; расширяет возможности выбора, предлагая новые варианты.

Взаимодействие. Образовательный эффект этой тактики состоит в том, что учащийся обретает опыт проектирования совместной деятельности.

При подготовке к единому экзамену учитель находится с учащимися в равноправном диалоге. В ситуации сотрудничества они ищут вариант самостоятельно, но учитывая действия другого.

В ходе взаимодействия педагог и учащийся могут использовать различные типы договоров, которые должны быть осознаваемы старшеклассником и выбраны добровольно. Это может быть: 1) договор на условиях учащегося; 2) договор на условиях педагога; 3) договор-компромисс; 4) договор-сотрудничество.

Итак, педагогическая поддержка учащемуся при подготовке к ЕГЭ имеет свою стратегию, которая находит свое выражение в её четырех тактиках, которые в совокупности представляют собой процесс развития способности учащихся быть субъектом собственной жизнедеятельности при подготовке к единому государственному экзамену. Каждая из тактик требует от учителя определенных умений выбрать правильную позицию и осуществлять соответствующие действия. Тактика педагогической поддержки позволяет более точно представлять:

какие именно средства и действия будут адекватны в той или иной проблемной ситуации, в которую попал учащийся при подготовке к экзамену;

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Влияние компьютерных игр на социализацию личности детей
Компьютерные игры – порождение электронной эры и продукт массовой культуры – нашли благодатную почву для распространения в нашей стране. Зачастую в наше время дети свое свободное время проводят за компьютерными играми, засиживая в компьютерных клубах или просто дома. Это одна из важных социальных п ...

Возрастная динамика развития человека в процессе образования
Возрастное развитие человека - это непрерывный процесс самоизменения, каждый этап которого связан с ведущим видом деятельности, проходит в определенной социальной ситуации развития и характеризуется появлением новых психических новообразований и изменением личности. Динамика перехода от одного возр ...

Методические рекомендации для учителей. Примерные варианты контрольных работ по трудовому обучению в первом классе
Контрольная работа для уроков труда должна быть тщательно спланирована и подготовлена. Чтобы подготовить и провести контрольную работу необходимо: Определить тему контрольной работы. Определить цель, задачи контрольной работы, знания, умения и навыки, которые будут проверяться. Продумать оборудован ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru