BriefEducation
Образование: теория и практика » Эстетическое воспитание школьников с нарушением интеллекта » Экспериментальное изучение эстетических чувств у младших школьников с нарушением интеллекта

Экспериментальное изучение эстетических чувств у младших школьников с нарушением интеллекта

Страница 1

Цель констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы - явилось выявление уровня сформированности эстетичских чувств у младших школьников с нарушением интеллекта.

Экспериментальная работа проводилась на базе специальной (коррекционной) школы-интерната № 1 г. Владимира. Экспериментальное исследование проходило в 3 «б» и в 3 «в» классе. 3 «в» был взят в качестве экспериментальной группы, 3 «б» - контрольной. Количество учащихся 3 «б» – 8 человек, 3 «в» - 9 человек.

На констатирующем этапе эксперимента основными методами являлись педагогическое наблюдение и тестирование. В тестировании участвовали как ученики, так и учителя. Нами были составлены анкеты для педагогов и учащихся, которые включали в себя по 10 вопросов. За каждый ответ "а" предполагалось 10 баллов, "б" - 5 баллов, "в" - 0 баллов. Количество набранных баллов от 75 до 100 свидетельствовало о весьма высоком уровне развития эстетических чувств учащихся.50 - 70 баллов –говорило о том, что уровень развития эстетической воспитанности учащихся не очень высок. Количество баллов менее 50 являлось тревожным признаком и говорило о том, что необходимо уделять больше внимания эстетическому воспитанию учащихся.

Как и при тестировании, в процессе педагогического наблюдения нам необходимо было выявить уровень эстетической воспитанности каждого школьника.

В качестве основных показателей эстетической воспитанности личности мы, опираясь на исследования Е.И. Шулёвой, выделили следующие категории: это эстетическая потребность, эстетическая ценность, эстетическое чувство, эстетический вкус (см. табл. 1). Совокупность этих категорий и их сформированность на достаточном уровне являются основой при оценке эффективности воспитательного процесса.

Табл. 1. Основные показатели эстетической воспитанности личности.

Показатели

Характеристики

Эстетическая потребность

Заинтересованность человека в эстетических ценностях, исходный момент освоения и создание человеком эстетического в разнообразных формах деятельности и прежде всего в деятельности художественной, в искусстве, где эстетическое начало выражается в наиболее концентрированном виде.

Эстетическая ценность

Особый класс ценностей, существующий наряду с ценностями утилитарными, моральными и т.п. и характеризующими значимость какого-либо объекта в жизнедеятельности общества, класса, социальной группы и отдельной личности.

Эстетический идеал

Вид эстетического отношения, являющийся образом должной и желаемой эстетической ценности; высший критерий эстетической оценки, которая предполагает сознательное или не осознанное сопоставление тех или иных явлений с эстетическим идеалом. Это такой вид эстетического отношения, который находиться между эстетическим вкусом, с одной стороны, и эстетическими взглядами – с другой.

Эстетическая оценка

Способ установления эстетической ценности какого– либо объекта, осознаваемый результат эстетического восприятия, обычно фиксируемый в суждениях типа «это красиво», « это уродливо» и т. п. Заключительное звено эстетического восприятия.

Эстетическое суждение

Категории эстетики, фиксирующая специфику эстетического отражения. В отличии от логико-понятийного суждения это не теоретическое высказывание об эстетической значимости предмета, содержащее его оценку, а одним из способов положительного или отрицательного реагирования субъекта на эстетические аспекты деятельности и искусства.

Эстетическое чувство

Непосредственное эмоциональное переживание человеком своего эстетического отношения к действительности.

Эстетический вкус

Способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия («нравится» - «не нравится») дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в деятельности и в искусстве, различать эстетическое и неэстетическое, обнаруживать в явлениях черты трагического и комического (чувство юмора).

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Примерные варианты контрольных работ для 1 класса по трудовому обучению
1. Составление композиции по образцу «Тюльпан» в технике аппликации с использованием разметки симметричных деталей по шаблону. Проверяемые ЗУН: Разметка детали на изнаночной стороне Умение размечать симметричную деталь по половинке шаблона Умение использовать различные виды обработки материала по к ...

Организация заведующей ДОУ встречи с родителями
В процессе беседы с родителями заведующая решает несколько задач. Во-первых, собирает сведения о ребенке, его семье, об условиях, в которых он воспитывается, об уровне его общего развития – и решает вопрос о приеме ребенка, договариваясь о времени поступления ребенка в ДОУ. Во-вторых, заведующая зн ...

Протокол оценки домашнего режима 2-3 младших школьников
ФИ – Боровик Денис Возраст – 9 лет Класс – 2 класс Время утреннего подъема – 7: 00, встает без помощи родителей, гуляет с собакой вокруг дома, пока мама варит кашу. Время завтрака – 7: 30, кушает каши, иногда мама жарит яичницу с сосисками. Время затрачиваемое на путь от дома до школы – 1 час Длите ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru