Наиболее трудными для усвоения оказались задания направленные на развитие словесно-логического мышления, а именно дети затруднялись в установлении логических связей между словами, объяснении смысла пословиц и фразеологизмов, чтении текстов с пропущенными словами. На отработку данного материала было увеличено количество занятий вдвое.
Реализуя принципы доступности и индивидуального подхода, дидактический материал предъявлялся как аудиально, так и визуально, то есть отрабатывался традиционным способом посредством предметных, сюжетных картинок, многократного повторения речевого материала, так и с помощью различных дидактических и лексико-грамматических игр, индивидуальных карточек на печатной основе.
Таблица 3 – Система логопедической работы по предупреждению трудностей в формировании процесса чтения у младших школьников
Тема |
Кол-во часов |
Содержание работы |
Виды работы |
Раздел I. Диагностика | |||
Исследование состояния устной речи |
1 час |
- исследование звукопроизношения; - исследование фонематического восприятия; - исследование звукового и слогового анализа, синтеза, представлений; - исследование грамматического строя речи; - исследование словарного запаса; - исследование связной речи. |
- отраженная речь; - ответы на вопросы; - выделение звуков из слогов, слов; - деление слов на слоги; - составление рассказа по картинке и серии сюжетных картинок; - пересказ текста. |
Исследование состояния начальных навыков чтения |
1 час |
- выявление знания печатных и прописных букв; - исследования навыка чтения слогов; - исследования навыков языкового синтеза. |
- нахождения заданных печатных и прописных букв среди других; - чтение слоговых таблиц; - составление слов из разрезной азбуки. |
Исследование состояния неречевых психических функций |
1 час |
- исследование состояния зрительных функций (внимания, памяти, поля зрения); - исследование состояния слуховых функций (внимания, памяти); - исследование состояния мышления; - исследование состояния зрительно-моторной координации; - исследование состояния графомоторных навыков; - исследование состояния природного темпа деятельности и мотивации учения. |
- корректурные пробы; - графические диктанты; - методика «Оперативная память», «Запомни пару»; - диагностические методики на изучение концентрации, устойчивости, переключаемости и объема внимания; - диагностические методики на изучение наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления. - анкетирование, для определения школьной мотивации. |
Тема |
Кол-во часов |
Содержание работы |
Виды работы | |
Раздел II. Формирование неречевых психических функций, необходимых для предупреждения трудностей в формировании процесса чтения | ||||
Совершенствование восприятия |
4 часа |
- развитие избирательности восприятия; - обучение восприятию текста с учетом отдельных элементов на фоне целого; - расширение поля зрения; - развитие зрительно-пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации. |
- опознавание контурных, недорисованных изображений; - нахождение наложенных и зашумленных букв и изображений; - работа с геометрическим материалом: «Танграмм», «Колумбово яйцо», кубики Каоса; - корректурные пробы различного содержания; - дорисовывание рисунков, штриховка, лабиринты, дорожки. | |
Совершенствование внимания |
6 часов |
- развитие зрительного и слухового внимания; - развитие концентрации и устойчивости внимания; - расширение объема внимания; - развитие распределения, переключения внимания. |
- работа с лабиринтами различной модификации; - отыскивание отличий, фрагментов в картинках; - нахождение слов в буквенных таблицах и лабиринтах; - переписывание бессмысленных слов; - дорисовывание узоров по определенному правилу; - чтение текста до указанного слова или предложения; - чтение предложений и текстов с одновременным слуховым зашумлением. | |
Совершенствование памяти |
6 часов |
- тренировка зрительной и слуховой памяти; - развитие кратковременной и долговременной памяти; - формирование словесно-логической памяти. |
- запоминание изображений предметов; - запоминание и рисование по памяти предметов с несколькими деталями; - чтение и запоминание слов и предложений различной длинны и содержания; - разучивание стихотворных текстов; - запоминание числовых и словесных последовательностей. | |
Тема |
Кол-во часов |
Содержание работы |
Виды работы | |
Совершенствование мышления |
9 часов |
- развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления; - тренировка способности создавать мысленный образ; - тренировка способности устанавливать логические связи между словами. |
- разгадывание буквенных и символьных ребусов; - разгадывание кроссвордов и анаграмм; - чтение и отгадывание загадок; - чтение с установлением логической связи между словами; - работа над смысловой стороной пословиц и фразеологизмов; - словесное рисование; - работа с сериями сюжетных картинок: установление последовательности и пересказ; - чтение текстов с пропущенными словами. | |
Раздел III. Коррекция несовершенного навыка чтения | ||||
Развитие навыков языкового анализа и синтеза |
12 часов |
- развитие анализа структуры предложения; - развитие слогового анализа и синтеза; - развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза. |
- определение границ предложений в тексте без точек; - придумывание предложений по картинке, с заданным словом; - придумывание предложений по опорным словам; - работа с деформированными предложениями; - составление графических схем предложений и предложений по схемам; - определение места заданного слова в предложении; - выделение гласных из слога, слова; - добавление недостающих букв и слогов в слова; - составление слов из слогов и букв данных в беспорядке; - составление графических моделей слов; - определение количества, последовательности звуков в словах, с опорой и без опоры на вспомогательные средства. | |
Тема |
Кол-во часов |
Содержание работы |
Виды работы | |
Развитие морфологической системы языка |
9 часов |
- совершенствование навыков словоизменения существительных, прилагательных, глаголов; - дифференциация грамматических значений; - дифференциация единственного и множественного числа; - закрепление бессоюзных и предложно-падежных конструкций; - совершенствование навыков согласования; - дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. |
- преобразование существительных в прилагательные и глаголы; - разгадывание морфологических шарад; - дополнение предложений подходящими предложно-падежными конструкциями; - упражнения на дифференциацию частей речи; - практические упражнения по определению рода, числа, падежа существительного, прилагательного; времени и вида глагола; - упражнения на согласование различных частей речи; - подбор однокоренных слов, составление цепочек из однокоренных слов; - работа с деформированными словами. | |
Совершенствование синтаксической структуры предложения |
5 часов |
- совершенствование умений составлять двусоставные распространенные предложения; - совершенствование умений составлять сложные бессоюзные предложения; - совершенствование умений составлять сложносочиненные предложения; - совершенствование умений составлять сложноподчиненные предложения. |
- составление двусоставных предложений по опорным словам и картинкам; - упражнения на распространение предложений главными и второстепенными членами; - упражнения на составление сложных предложений при помощи сочинительных и подчинительных союзов; - работа со схемами предложений; - преобразование предложений, путем допустимого изменения порядка слов в нем; - добавление в предложения подходящих по смыслу сочинительных и подчинительных союзов; - подбор концовки предложения с опорой на имеющийся союз; - стилистическая правка предложений. | |
Тема |
Кол-во часов |
Содержание работы |
Виды работы | |
Совершенствование лексической стороны речи |
5 часов |
- работа над расширением, уточнением и систематизацией словаря; - совершенствование умения пользоваться лексикой в различных ситуациях общения. |
- упражнения на подбор слов по лексическим темам, нахождение «четвертого лишнего»; - работа над родовыми понятиями и видовыми отличиями слов; - упражнения на замену рядов глаголов существительными; - подбор синонимов и антонимов к существительным, прилагательным и словосочетаниям; - чтение предложений и текстов с недостающими словами; - подбор названий к тексту и текстов к имеющимся названиям. | |
Совершенствование семантической стороны речи |
12 часов |
- совершенствование умения понимать прочитанные слова и предложения; - развитие умения осознавать смысловую структуру текста. |
- добавление в предложения недостающих слов; - исправление логически неправильно построенных предложений; - подбор к сюжетным картинкам предложений; - составление рассказов из предложений, написанных в беспорядке; - чтение текстов с определением главной мысли; - лексико-грамматическое прогнозирование текста; - ответы на вопросы по прочитанному тексту; - составление плана рассказа; - пересказ прочитанного текста с опорой на составленный план и без него; - придумывание начала и конца к тексту. | |
Материалы по педагогике:
Экспедиционная работа как источник сбора информации для школьных музеев
русской культуры
В школьных музеях ведется систематическая работа по знакомству и приобщению учащихся к истокам нашей культуры, традициям и обычаям русского народа, осваиваются народные художественные ремесла, создаются условия для научного поиска. Таким условием являются образовательные историко-этнографические эк ...
Болезни молодежи
Проституция – это предоставление сексуальной благосклонности за деньги. В современном обществе существуют различные типы проституции, включая мужскую и детскую. Проституцию можно определить как предоставление сексуальной благосклонности за деньги. Нет четко определенного различия между оплачиваемой ...
Протокол оценки расписания уроков в классе
Биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 -12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Начиная с 12 ч. работоспособность учащихся понемногу пада ...