В период обобщающего этапа опытно-экспериментальной работы (2004 – 2005 учебный год) в музыкально-ритмические занятия были включены все виды деятельности, которые мы рассмотрели, а также уделялось особое внимание формированию интонационной выразительности речи как условия развития творческого потенциала слабослышащих школьников. В конце каждого занятия мы осуществляли диагностические процедуры, результаты которых показали, что обучающие могут зрительно, с использованием табличек и без них различить интонационную выразительность речи учителя, друг друга. Кроме этого они сами смогли изменять силу, темп, тембр, выразительность своего голоса. Они стали готовы к развитию и закреплению новых понятий.
В ходе исследования мы наблюдали также за их двигательными навыками, ритмичностью, пластичностью, координированностью движений, ориентировкой в пространстве, самостоятельностью, быстротой реакции, как понимались задания. Оценивали память, внимание, произносительные навыки, мимику, темп речи, ритм речи, силу голоса, высоту голоса, эмоциональность.
Проанализировав таблицы, мы пришли к выводу, что в целом обучающиеся хорошо развиты как умственно, так и физически. Можно отметить отдельных школьников 2 класса, которые отличились высоким уровнем развития по результатам диагностики, это - Тарас, Олеся, Женя, Альфия, Никита, Оля, Илья. Ярослав и Богдан имеют глубокие интеллектуальные расстройства, этим и можно объяснить их отставание в развитии от других. 4 «а» класс высокий уровень развития показали: Рома выделяется на фоне остальных, в классе он лидер, все задания выполнил на высоком уровне, но, как и у всех, недостаточно развито слуховое восприятие т.к. имеет III – IV степень тугоухости, Ульяна. Даша, Женя, Вова – показали выше средние результаты, т.к. Дина 4 «в» класс обучающиеся по программе VIII вида. По результатам диагностики показали высокий уровень развития: Аня, Ксения. Настя, Аня показали средний результат, низкий результат у Артёма и Виталия. Так как результаты получились достаточно высокими в плане общего развития, обучающихся мы пришли к выводу, что, уроки музыкальной ритмики положительно влияют на развитие интонационной выразительности речи и развитие творческого потенциала. Также сказывается работа учителей предметников , воспитателей и родителей с детьми дома, что позволяет сказать о непрерывности процесса.
Мы уверенны, что при целенаправленных, специально организованных музыкально – ритмических занятиях, направленных на конкретный вид деятельности: развитие интонационной выразительности речи и творческого потенциала слабослышащих школьников результаты будут меняться в лучшую сторону. Следует больше уделять внимания слуховому восприятию и просодической стороне речи на музыкально-ритмических занятиях, работать индивидуально с обучающимися, которые испытывают трудности. Также следует обратить внимание на двигательные навыки некоторых школьников, они недостаточно сформированы.
По результатам опытно – экспериментальной работы мы можем сделать выводы, что развитие обучающихся как по классам, так и индивидуально различно. Мы выявили способности школьников в ходе музыкально–ритмических занятий и оценили их по уровням: высокий, средний, низкий. По результатам исследования у всех классов со 2-4 уровень интонационной речи и развитие творческого потенциала – средний. Школьники 4 – х классов намного лучше воспринимали материал, адекватно реагировали на задания, в физическом плане более развиты, в целом показали хорошие результаты. У них достаточно высокий уровень развития. Произносительная сторона речи у всех обучающихся на среднем уровне, у некоторых - на низком, это показывает на то, что такому аспекту следует непрерывно уделять внимания на всех занятиях, в том числе и на музыкально-ритмических с применением упражнений фонетической ритмики. 4 «в» класс показал средний, ближе к низкому, уровень развития. Но это можно объяснить тем, что они занимаются по программе VIII вида. Практически все обучающиеся достаточно самостоятельные, активные, инициативные, быстро справились с заданиями, на уроках были организованы и внимательны. Это заслуга учителя, который с ними занимается.
Материалы по педагогике:
Игры при изучении нового материала на уроках истории
Изучение нового материала – наиболее важная часть процесса обучения. В это время происходит восприятие и осмысление учебного материала. Изучение нового материала состоит из двух этапов: подготовки к изучению нового материала и собственного из изучения нового материала. Организация изучения нового м ...
Совершенствование двигательной культуры движений
Совершенствование двигательной культуры движений в течение учебного дня детей и подростков очень большую роль играет активизация их двигательного режима. Самым лучшим средством для этого является физическое упражнение. Школьникам необходимо прививать любовь к двигательной деятельности начиная с пер ...
Действующий макет установки для учебных стерео визуализаций
В связи с повышенным интересом к созданию компьютерных систем объемной визуализации появился ряд разработок, позволяющих получать достаточно качественные стереоскопические изображения в результате минимальной недорогостоящей доукомплектации стандартного компьютерного оборудования. Например, персона ...