Также необходимо формировать умения пользоваться голосом нормальной высоты. Наиболее грубым отклонением является фальцет и избирательное повышение голоса на некоторых звуках. От этого зависит мелодика речи. Особое значение имеет навык управлять движением голоса вверх-вниз для интонации. Поэтому в структуре музыкально-ритмических занятий обязательными являются упражнения направленные на формирование умения повышать и понижать голос в пределах одного гласного, слова, синтагмы и фразы. Очень важно в упражнениях, направленных на развитие голоса, следить за тем, чтобы не было резких отклонений от нормального тембра. Наиболее распространенным и грубым дефектом является открытая гнусавость.
Повышение и понижение голоса, изменение его силы хорошо контролируется слухом. Постоянное использование слухового восприятия при помощи звукоусиливающей аппаратуры дает возможность развить у слабослышаших подвижность голосового аппарата. Голосовые упражнения выполняются в сочетании с движениями и всегда проводятся по подражанию.
Для формирования интонационной выразительности речи эффективны элементы музыкально-ритмических занятий с использованием заучивания текстов песен, распевок, четверостишей. Отдельные элементы интонации (просодемы), речевой слух и дыхание отрабатываются также с помощью заучивания и повторения знакомых текстов, игрового упражнения «Подуем на пушинки» и др.; применяются также разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей.
Важную роль в формировании интонационной выразительности играет темп устной речи. Для разговорной речи характерно произношение 5-6 слов в секунду. Резкое отклонение от общепринятого темпового диапазона могут привести к снижению внятности. В пределах нормального темпового диапазона различают замедленный, средний и быстрый темпы. Характерной особенностью произношения слабослышащих школьников младших классов является замедленный темп устной речи. Нормализация темпа речи у слабослышащих обучающихся имеет важное значение для осуществления коммуникативной функции языка. Задачи обучения темпу речи на музыкально- ритмических занятиях составляют формирование умений: двигаться в заданном темпе; чередовать движения в различном темпе; сочетать движения с проговариванием в нужном темпе; проговаривать речевой материал без движений в заданном темпе;. Большое значение для нормализации темпа имеет выполнение специальных упражнений и заданий с использованием слухового контроля. Если упражнения связаны со слоговым материалом, то темп усваивается на таких простых движениях как ходьба в медленном и быстром темпе, прыжки взмахи руками. Когда используются слогосочетания, слова, словосочетания, считалки и скороговорки, то характер движений становится более разнообразным: включаются отхлопывания, дирижирование указательным пальцем в такт проговариванию, подскоки. Проговаривание маленьких стихотворений и текстов сочетается с отхлопыванием, прыжками, притоптываниями и бегом в различном темпе, от медленного к быстрому и наоборот.
Коррекция темпа движений помогает сформировать правильный речевой темп, а нормальный темп произношения, в свою очередь, благотворно сказывается на координации общих движений.
Еще одним из самых любимых видов деятельности школьников на музыкально-ритмических занятиях является игра на музыкальных инструментах. Это вид деятельности соединяет в своей сущности множество приемов, отрабатываемых на музыкально-ритмических занятиях.
Музыкально-ритмические уроки органически входят в работу по формированию произношения и играют существенную роль как в коррекции речи детей с недостатками слуха, так и в развитии у них естественности движений. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с недостатками слуха. Раскованность и непринужденность, оказывает положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Цель занятий: соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики; способствовать формированию у слабослышащих детей естественной речи выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной; развивать слуховое восприятие учащихся и использовать его в ходе формирования и коррекции и произносительных навыков. Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на: нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи; формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах; воспроизведение речевого материала в заданном темпе; восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов; умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
Слитное произнесение слогов в слове и слов в предложении или синтагме является очень важным и нелегким разделом формирования произнесения. Работа над слитностью тесно связанна с нормализацией речевого дыхания и умения управлять своим голосом. Упражнения на развитие речевого дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, его силы и постепенности. С произнесения на длительном выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над голосом. И в то же время идет отработка элементов слов, что является предпосылкой чистого произношения звуков.
Материалы по педагогике:
Физиологические особенности детей старшего дошкольного
возраста
Старший дошкольный возраст (6-ти - 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелки ...
Школа как координатор совместной деятельности школы и семьи
В ходе изложения теоретических и методических основ обучения и воспитания неоднократно подчеркивалось, что их успешное осуществление происходит только при условии объединения воспитательных усилий школы, семьи и общественности. Не следует забывать, что влияние семьи на развитие и формирование детей ...
Рассказ воспитателя и детей о природе, его особенности
Решая определенные образовательные задачи, воспитатель строит рассказ с учетом опыта и интереса дошкольников, адресует его детям конкретной возрастной группы. В этом его преимущество в сравнении с чтением художественной литературы. Восприятие рассказа для детей является достаточно сложной умственно ...