BriefEducation
Образование: теория и практика » Методы, приемы обучения и коррекции интонационной выразительности речи и их влияние на творческие способности слабослышащих учеников » Роль музыкально-ритмических занятий в формировании интонационной выразительности речи в школе слабослышащих

Роль музыкально-ритмических занятий в формировании интонационной выразительности речи в школе слабослышащих

Страница 3

Рассматривая вопрос о формировании интонационной выразительности речи, необходимо иметь в виду две стороны этого понятия: естественная и эмоцилнальная. Естественная выразительность повседневной речи; произвольная, осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста (предложения, составленного самим ребенком по заданию пересказа, стихотворения, текста). Выразительность речи является необходимой характеристикой речи как средства общения, в ней проявляется субъективность отношения ребенка к окружающему. Она возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и чувства, отношения, и является следствием понимания того, о чем говорится.

Эмоциональность проявляется прежде всего в интонациях, в подчеркивании отдельных слов, паузах, мимике, выражении глаз, в смене силы и темпа голоса. Дети по заданию могут научиться передавать интонацию вопроса и ответа, наиболее яркие чувства (радость, удивление, не удовольствие), которые они многократно пережили в своем опыте. Дети, чем старше должны учиться выражать более разнообразные и тонкие чувства (нежность, тревогу, печаль, гордость и др.). Очень важной задачей является развитие у слабослышащего обучающегося самостоятельности, творческой инициативы. В начальной школе одновременно с собственной эмоциональностью речи следует формировать умение слышать выразительность речи других, т. е. анализировать на слух некоторые качества речи (как было прочитано стихотворение — весело или грустно, шутливо или серьезно и т. д.).

Одним из главных средств формирования выразительности речи можно рассматривать пение. Голос поддается реабилитации легче, чем слух. Можно научить пользоваться голосом слабослышащего человека, но речь его будет интонационно бедной, не окрашенной эмоционально. На ее выразительность, тембровое богатство благотворно влияет музыкальная речь, т. е. пение. Развитие певческого голоса начинается очень рано, с пения слогов фонетической ритмики, попевок, детских песенок, прибауток. Пение укрепляет голосовые связки, способствует увеличению диапазона голоса - от одного звука до полутора октав, обогащается эмоциональная и тембровая окраска голоса, улучшается дикция, дыхание. И что особенно привлекательно через пение песен педагог имеет возможность вывести ученика на более высокую ступень духовного развития. Сочувствие - это то, что возникает от соприкосновения с чувствами другой души. Чувства можно развивать, сочувствию нужно учиться.

Всякая музыка прежде всего язык чувств. Слушание вокальная музыки легче, доступнее обнажает чувства через словесно-поэтический образ, формируя эмоциональный облик человеческой души и рождая сочувствие. В среде слышащих редко встречаются те, кто никак не поет и не любит слушать пение. Таких людей можно определить как достаточно черствых, душевно обделенных. Слабослышащие школьники воспринимающие речь собеседника слухо-зрительно, как правило, не улавливают на слух интонационное богатство речи, особенно самые тонкие, тихие интонации и эмоции. Они легче слышат и подражают эмоциям ярким, бурным, формирующим характер нервный, но неглубокий. Реабилитацию самых нежных чувств и интонационной выразительности речи, можно начать с выразительного пения. Первые же песни слабослышащих школьников - это песни из детства. Затем интонационная и эмоциональная проработка детских песенок и: сборников сольфеджио, а позже пение песен. Вокальная литература содержит в себе полную энциклопедию человеческих чувств, и освоение ее незаменимо для формирования души.

Вторая не менее важная задача при обучении пению слабослышащих состоит в том, что, пропевая поэтический текст, ребенок легко усваивает метроритмический склад родной речи, выявленный в мелодии. Постепенно формируются навыки выразительной, содержательной, верно акцентированной речи.

Особенно полезны фольклорные колыбельные, прибаутки детские песенки, которые исторически сложились из интонаций древнего распевного говора и содержат в себе верную, а подчас вариантную акцентировку родной речи. С пением легче и естественнее запоминается транскрипция гласных звуков. Все это благотворно сказывается, в конечном счете, на качестве речи слабослышащего школьника. Музыка, пение, содержащие нежную, ласковую интонацию, дают ребенку чувство радости, защищенности, покоя. Слабослышащие реагируют на шумовые звуки, и они слышат ваше пение, направленное прямо в ухо, и слышат музыку, звучащую на музыкально-ритмических занятиях. Естественно, что он слышит звуки не так, как слышащий ребенок, его звуковые анализаторы с дефектом, и ответная реакция наступает несколько позднее, поэтому необходимо проявлять педагогический такт и терпение.

Работа по формированию и коррекции голоса предполагает создание навыков пользоваться голосом нормальной силы, изменять силу голоса в зависимости от обстановки. Это имеет особое значение при формировании навыка выделять словесное и логическое ударение. Очень важно научить слабослышащих школьников говорить громко, но не крикливо. В связи с этим упражнения на развитие силы голоса направлены на изменение силы голоса от громкого до тихого, от громкого до среднего, затем до тихого, и наоборот. Усиление и ослабление голоса при увеличении длительности звучания; усиление голоса в связи со словесным и логическим ударением.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Из опыта работы педагогического колледжа №1 города Москвы
С.А. Мухина, А.А.Соловьёва отмечают, что МАО отличаются нетрадиционной технологией учебного процесса: - активизируют мышление, и эта активность остается надолго, вынуждает в силу учебной ситуации самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные р ...

Нарушение моторной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у заикающихся детей младшего школьного возраста
Исследователи придавали особое значение связи состояния общей моторики и речи при заикании. В.А. Гиляровский отмечал, что запоздалое развитие речи может быть частичным проявлением общего недоразвития моторики. М.Ф. Брунс, исследуя моторику заикающихся детей, пришла к выводу, что у них имеется выраж ...

Психолго–педагогическая характеристика основ спортивной подготовки юных волейболистов
Всякое обучение успешно лишь тогда, когда оно строится с учётом возрастных особенностей занимающихся. Безусловно, что знание особенностей, свойственных тому или иному периоду детского возраста, является необходимым условием для правильной организации учебно-тренировочного процесса с юными волейболи ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru