Задачи:
1) Изучить психолого-педагогические основы эстетического воспитания старших дошкольников.
2) Раскрыть значение природы в эстетическом воспитании дошкольников.
3) Выявить основные пути и методы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами природы.
Методы:
- изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- наблюдение за деятельностью дошкольников;
- опытно-экспериментальная работа, направленная на эстетическое воспитание дошкольников средствами природы.
Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы - этого самого естественного источника красоты. Природа - не только великий учитель и великий воспитатель.
В работе по эстетическому воспитанию средствами природы с детьми дошкольного возраста воспитатель должен хорошо знать особенности этого возраста. У детей этого возраста наблюдается большое стремление к самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все открыть сами.
Этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Но ее направление по отношению к природе может быть различным: одни из них могут разорять гнезда, стрелять из рогаток в птиц, а другие - разводить рыб, ухаживать за голубями.
Дошкольникам необходимо наблюдать и отмечать красоту лесов, полей, садов, замечать красоту отдельных явлений и объектов природы:
- темные тучи, яркие звезды, серебристые рыбки, разноцветные камушки в аквариуме и т.д.;
- разглядывать узоры мороза на окнах, снежинки, замечать сверкание снега;
- отличать и сопоставлять формы цветов и листьев, замечать относительную величину и окраску, формы предметов;
- воспринимать красоту звуков в природе: шум ветра, шелест листьев, звон весенней капели, пение птиц;
- различать и уметь сопоставлять наиболее характерные особенности сезонных изменений в природе (краски, запахи, звуки);
- замечать, как преображается природа в результате труда человека (посадка деревьев, цветов).
Старшие дошкольники постепенно должны проявлять творческую фантазию и самостоятельность, сооружая постройки из снега, составляя букеты цветов, наблюдая явления природы во время прогулки, по собственной инициативе вспомнить и спеть соответствующую песню, прочитать стихотворение, придумать, как использовать природный материал.
Старшим дошкольникам свойственны любознательность и эмоциональная отзывчивость, что и обусловливает характер их отношений к природе. Преобладающим является эстетический мотив, однако в большей части ответов дети оперируют нравственно-эстетическими мотивами отношения к природе: "Растения всех радуют"; "Они нам нравятся", "Украшают город"; "Делают нашу жизнь красивой"; "Лес – наш друг"; "Без птиц было бы скучно встречать весну".
В этом возрасте дети осмысливают и переоценивают свой прежний опыт отношения к природе: "Я сделал плохо, когда был маленьким"; "Когда был маленьким, не знал, что такое природа, теперь я понял, что природу надо беречь".
Однако поведение объясняется на элементарном уровне, односложно и зачастую неточно. Для большинства ответов характерна непосредственность и откровенность признаний в нехороших поступках, но старшие дошкольники не дифференцируют свои действия и действия других по степени значимости их влияний на природу. Допускаются неправильные суждения при объяснении, почему надо беречь природу: "Деревья вырабатывают кислород и уничтожают газ"; "Если бы не было муравьев, лес был бы грязным" и др.
Материалы по педагогике:
Программные средства, используемые для разработки мультимедиа курсов
На примере программных средств, используемые для мультимедиа курсов рассмотрим программу AutoPlay Media Studio. Интерфейс. Окно программы AutoPlay Media Studio 8.0.6.0 (рисунок ниже) можно условно разделить на шесть областей. Панель меню. Панель инструментов. Проводник проекта. Панель свойств объек ...
Рисование «Украсим рукавичку домик»
Учить детей рисовать по мотивам сказки «Рукавичка», создавать сказочный образ. Развивать воображение, творчество. Формировать умение украшать предмет. Закреплять умения использовать в процессе рисования краски разных цветов; чисто промывать кисть и осушать ее о салфеточку, прежде чем взять другую к ...
Понятие личностно-ориентированного обучения
Выше мы так или иначе давали характеристику особенностей личностно-ориентированного обучения. В настоящей части работы эти характеристики собраны воедино и для четкого обозначения его специфики изложены в тезисной форме. 1. Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) - это такое обучение, которое во г ...