Однако следует отказать родительскому программированию в столь универсальном и неминуемом праве на жизнь ребенка. Как показывают современные исследования, родительское программирование — всего лишь закономерность, а не закон, обязательный для всех. Это значит, что ребенком в последующем родительский сценарий жизни может быть так и не применен, так как возможна выработка своего жизненного сценария вследствие обработки родительского опыта и исключения из него возможных негативных элементов.
Если обратиться к творческому наследию М. К. Цебриковой, то анализируя влияние социальной среды на формирование личности, М.К.Цебрикова отмечала, что семья — ведущий фактор воспитания и развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Общественный строй указывает программу воспитания, социальная среда дает направления выполнения данной программы. Семья не властна создать для ребенка идеальную среду, но в ее силах нейтрализовать вредное ее влияние. Если в семье нормальные отношения между родителями и детьми, если родители стараются понять детскую душу и условия, при которых можно влиять на нее, «если она здоровая и разумная семья, то всякие другие влияния стушуются перед ее влиянием».
На вопрос, какие качества личности должны воспитывать родители в детях, начиная с раннего возраста, педагог-мыслитель попыталась ответить в своих статьях «Идеальная сторона воспитания», «Детский патриотизм», «Детская правдивость», «Детская доброта», и др. Они были опубликованы в журналах «Воспитание и обучение», «Вестник воспитания», «Детский сад», «Женское образование», «Образование», «Русская школа». Мечтательность, правдивость, доброта, справедливость, выносливость, терпение, сдержанность, ответственность, трудолюбие, любовь и уважение, патриотизм, гражданственность — эти качества М.К.Цебрикова считала необходимыми для заложения основ характера личности.
Важнейшим фактором формирования личности ребенка она считала весь уклад жизни семьи. Это значит, что жизнь детей в семье является педагогически организованным процессом. Семья должна учить ребенка ухаживать за больными и старыми; вырабатывать способность сочувствовать родным, развивать чувства радости и сострадания, «детей в самом раннем возрасте можно и нужно приучать думать о других, полезно старшим позаботиться о младших». Основными методами воспитания становятся пример, слово, одобрение, разъяснение, беседа, оценка поступков. «Из отношений к семье, к старшим, к товарищам ребенок учится отношениям к людям вообще», но дети живут настоящим и сами по себе не готовятся к будущему, семья должна учить и готовить их к этому.
Уже доказано, что семья оказывает огромное влияние на эмоциональное, духовное, физические развитие ребенка, в том числе на развитие его личности. Ребенок без семьи эмоционально глух, невосприимчив к чувствам других людей. Ребенок, воспитывающийся вне семьи, если даже ничего не теряет в интеллектуальном плане, то он теряет что-то в личностном плане, в плане роста и становления своей личности. Именно семья помогает ему превратиться в зрелую личность, которая станет полноценным гражданином и достойным членом общества. И поэтому, семья – это тот фактор, тот социальный институт, который оказывает непосредственное влияние на развитие личности. Но с другой стороны, ребенок не пассивное существо, лениво воспринимающее влияние, направленное на развитие его личности, а активная сторона этого процесса, в частности собственная активность ребенка в данном процессе и влияние не зависящих от кого-либо факторов (темперамент, характер ребенка).
Материалы по педагогике:
Специфика работы над грамматическим материалом на уроках на старшей ступени
обучения
Еще один важный вопрос, связанный с уроком на старшей ступени. Он касается специфики работы над грамматическим материалом рецептивного плана. Если в восьмом и девятом классах учащиеся проходят новый для них грамматический материал, то в десятом классе систематизируется пройденное ранее. Поэтому цел ...
Опытно-эксперимантальная работа выявления педагогических условий подготовки
старшеклассников к военной службе
В исследовании принимали участие учащиеся двух 11-х классов МОУ СОШ № г. Кувандыка Оренбургской области, в количестве 37-ми человек, возрастной состав учащихся, в среднем, составил 16-17 лет. Учащиеся 11 «А» класса (в количестве 18-ти человек, из них 10 девочек и 8 мальчиков) являлись контрольной г ...
Характеристика отдельных методов обучения
Одним из основных методов обучения в специальной школе является рассказ - форма изложения учебного материала, представляющая собой словесное описание событий, фактов, процессов, явлений в природе и обществе, в жизни отдельного человека или группы людей. В рассказе сообщаются сведения о научных откр ...