Психологи и педагоги утверждают, что для полноценного восприятия художественного произведения детям необходим запас наблюдений, опыта положительно-активного отношения к окружающему. Глаз, воспитанный на наблюдении разнообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к красоте искусства. Процесс понимания художественного образа представляет собой «накладывание» имеющихся знаний, впечатлений на воспринимаемое. Чем больше опыт наблюдений, тем глубже восприятие произведений искусства.
Эстетически оценивая явления природы, человек вкладывает в эту оценку свое содержание, свой человеческий смысл, т.е. связывает восприятие внешних качеств природы со своими переживаниями. Поэтому педагогическую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописным пейзажем следует начинать с организации первоначального чувственного познания, созерцания детьми эстетических свойств природы, наслаждения ими, переживания их красоты. Только после такой подготовки можно научиться видеть эти проявления в художественных картинах. Готовить глаз ребенка к тому, чтобы он правильно видел, внимательно и целенаправленно постигал тайны красоты и изящества форм, цветовых созвучий, пространства, - это не простая и многотрудная задача. Смотреть и видеть – не одно и то же.
Воспитать глаз эстетически – значит сделать его восприимчивым к красоте цвета и форм, способным замечать изящное в предметах и явлениях, наслаждаться такими открытиями, удерживать их памяти, проникаться восторгом и радостью перед «музыкой» и певучей гармонией природы. Это важно, т.к. через это закладываются фундамент эстетического мировосприятия, миросозерцания, мирочувствования, а значит, эстетического и художественного развития детей.
Чудесное поселяется в душе ребенка и живет как радостное переживание, взволнованное удивление, любовь к своему краю, своей Отчизне.
В средней группе дети впервые знакомятся с пейзажем как жанром живописи.
· Развивать у детей интерес к пейзажной живописи, желание ее внимательно рассматривать, ее красоту, получать радость от встречи с ней, осмысливать свое отношение к воспринимаемому пейзажу;
· Подводить детей к пониманию того, что художественная картина есть отражение реальной жизни природы, изображая которую, художник выражает личные чувства и переживания. При этом он использует особый язык – средства выразительности живописи;
· Познакомить с цветом (колоритом) как средством передачи времени года, состояния природы, погоды, настроения; рисунком, передающим характерные особенности формы, величины объектов природы; композицией – построением картины, выбором формата полотна в зависимости от содержания изображаемого, построением планов (близко-далеко), выделением главного; сочетанием цветов (на светлом-темным, на темном-светлым и т.д.) Обучить сопоставлять настроение пейзажа с настроением, выраженным в других искусствах – музыке, поэзии, танце и т.д.;
· На доступном для детей уровне дать представление о пейзаже как особом жанре живописи и о некоторых его видах: первозданном природном пейзаже с ярко выраженным сезоном и измененном человеком – городском и сельском; о некоторых средствах выразительности пейзажной живописи;
· Обогатить словарь детей сенсорными, эмоционально-эстетическими и искусствоведческими терминами, которые ребята смогут использовать в своих оценках и суждениях о произведении. Употребление ребенком образной речи является показателем некоторой эстетической зрелости. Чтобы использовать в речи образ, его надо почувствовать, а чтобы почувствовать, нужно в определенной мере осмыслить (О.И. Никифорова, М.Н. Семенова, Н.М. Зубарева).
Материалы по педагогике:
Методика обучения решению составных задач на
нахождение четвертого пропорционального
Задача на нахождение четвертого пропорционального – это задача, в которой даны три величины, связанные прямо или обратно пропорциональной зависимостью, из них две переменные и одна постоянная, при этом известны два значения одной переменной величины и одно из соответствующих значений другой перемен ...
Внимание как избирательная направленность и сосредоточенность психической
деятельности
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водово ...
Специфика метода фокальных объектов
Метод фокальных объектов – метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, в частности ТНП, создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения. Другие названи ...