В процессе обучения математике повторению изученного материала отводится важное место. Правильно организованное повторение – один из факторов, способствующих интеллектуальному развитию каждого школьника, достижению им глубоких и прочных знаний. Без сохранения приобретенных знаний, без умения применить пройденный материал в необходимый момент - изучение нового материала всегда сопряжено с большими трудностями и не дает надлежащего эффекта. Таким образом, цель повторения – установить логические связи между вновь изучаемым и ранее изученным материалом, обогатить память, расширить кругозор, привести знания в систему, самоорганизовать ученика.
Необходимость повторения обусловлена задачами обучения, требующими прочного и сознательного овладения им.
Указывая на важность процесса повторения учебного материала, современные исследователи показали значительную роль при этом таких дидактических приемов, как сравнение, классификация, анализ, синтез, обобщение, содействующих интенсивному протеканию процесса запоминания. При этом вырабатываются гибкость, подвижность ума, обобщенность знаний.
В процессе повторения память у учащихся развивается. Эмоциональная память, опирающаяся на наглядно-образные процессы, постепенно уступает памяти с логическими процессами мышления, которая основана на умении устанавливать связи между известными и неизвестными компонентами, сопоставлять абстрактный материал, классифицировать его, обосновывать свои высказывания.
Повторение учебного материала по математике осуществляется во время всего учебного процесса: при изложении учителем новых понятий, при закреплении изученного ранее, при организации самостоятельных работ различных видов, при проверке знаний учащихся и т. д.
Необходимость повторения изученного ранее материала вызвана самой структурой программы учебного курса математики. Изучение некоторых вопросов школьного курса математики осуществляется постепенно, а развитие ее основных идей продолжается на протяжении всего периода обучения в школе, и вследствие этого учащиеся в подавляющем большинстве своем недостаточно видят эти идеи, являющиеся остовом, на котором закрепляются все другие вопросы курса. Поэтому возникает необходимость работы над ведущими идеями, что успешно осуществляется при повторении.
В процессе изучения геометрии повторение имеет особое значение. Специфика предмета повторения состоит в том, что материал каждого урока логически связан с ранее пройденным, иногда далеко отстоящим по времени от изучаемого. Ученик лишь в том случае станет активным участником учебного процесса, если при получении новых знаний у него будет иметься соответствующая база знаний. Ее наличие во многом определяется систематическим и правильно организованным повторением.
Однако повторению в курсе геометрии 7-9 класс уделяется мало внимания.
В связи с этим особо важное значение для организации успешного обучения учащихся геометрии имеет систематическое повторение ранее изученного, связанного с данным уроком, с материалом предшествующих лет, т. е. систематическое возвращение к ранее изученному.
Таким образом, актуальность темы работы обусловлена:
необходимостью развития творческого мышления учащихся и обучения основным методам научного познания: обобщению, конкретизации, аналогии и т. д.;
отсутствием достаточно-разработанной методики организации повторения в курсе геометрии 7-9 класс;
недостаточным умением учащихся самостоятельно систематизировать знания, полученные в разное время, пользоваться ими при необходимости;
недооценкой роли повторения в процессе обучения.
Объект исследования: процесс изучения геометрии в 7-9 классах.
Предмет исследования: организация повторения при изучении геометрии в 7-9 классах.
Цель работы: изучить цели и возможности организации повторения в курсе геометрии 7-9 классов.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
изучить учебно-методическую и психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
определить требования к организации повторения;
рассмотреть различные подходы к классификации видов повторения;
выделить основные формы и методы повторения;
перечислить требования к подготовке уроков повторения.
Гипотеза исследования: систематическая организация повторения при изучении геометрии в 7-9 классах, в соответствии с выделенными требованиями, видами и формами будет способствовать более прочному усвоению материала, его обогащению и расширению.
Материалы по педагогике:
Протокол оценки домашнего режима 2-3 младших школьников
ФИ – Боровик Денис Возраст – 9 лет Класс – 2 класс Время утреннего подъема – 7: 00, встает без помощи родителей, гуляет с собакой вокруг дома, пока мама варит кашу. Время завтрака – 7: 30, кушает каши, иногда мама жарит яичницу с сосисками. Время затрачиваемое на путь от дома до школы – 1 час Длите ...
Эмпирическое исследование развития произвольного внимания у старшего
дошкольника средствами занимательного математического материала
Данная работа написана на основе экспериментальной работы, проводимой в ДОУ №19 «Солнышко» г. Кирово-Чепецка. Нами была предпринята попытка изложить исследования деятельности педагога-психолога по развитию произвольного внимания у старшего дошкольника посредством занимательного математического мате ...
Этапы формирования навыка чтения
Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь, такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом ...