Географическое положение России, являющейся своеобразным «мостом» между Европой и Азией, местом слияния и взаимопроникновения восточной и европейской культуры во многом предопределило особую роль отечественных исследователей в изучении стран Востока. Интерес ученых вызывал не только географический контраст восточной и европейской цивилизации, но и абсолютно иной склад мировоззрения, экономики и культуры.
Важным этапом в становление отечественного востоковедения является конец ХVIII – середина XIX века. Этот период характеризуется созданием обширной системы востоковедческого образования, объединившей собой деятельность Академии наук, университетов, лицеев, гимназий, духовных академий, семинарий и научные общественные сообщества.
Выбор изучения научной и педагогической деятельности ученых представителей казанской школы востоковедения обусловлен следующими причинами:
Во-первых, казанский университет в первой половине ХIX века являлся ведущим центром в изучении стран Востока.
Во-вторых, здесь впервые в России при философском факультете был открыт восточный разряд, при котором функционировали арабо-персидская, турецко-татарская, монгольская, китайская, санскритская и армянская кафедра.
В-третьих, с Казанским университетом связана деятельность таких выдающихся востоковедов как арабиста Х.М. Френа, тюрколога и ираниста А.К. Казем-Бека, монголоведа С.М. Ковалевского, китаеведа В.П. Васильева. Именно благодаря этим ученым отечественное востоковедение получило всеобщее мировое признание.
Актуальность
нашей работы определена тем, что история изучения Востока, истоки и формирование ориенталистики в России, по сей день остаются важнейшими темами отечественных гуманитарных исследований.
Новизна
работы заключается в том, что в ней особое внимание уделяется вкладу каждого отдельного ученого-востоковеда Казанского университета первой половины ХIX века в формирование целостного научного представления о странах Востока.
Целью
дипломной работы является освещение и оценка научной, педагогической, собирательской, организаторской деятельности казанских востоковедов первой половины ХIX века.
Для достижения вышеизложенной цели были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть деятельность ученных-востоковедов, стоявших у истоков формирования казанской востоковедческой школы;
2) Проанализировать вклад О.М. Ковалевского в развитие отечественного востоковедения;
3) Исследовать педагогическую и научную деятельность китаеведа В.П. Васильева в казанский период жизни ученного;
4) Выявить основные тенденции развития и формирование казанской востоковедческой школы.
Объектом
исследования являются ученые-востоковеды казанского университета первой половины ХIX века, а предметом
– их научная и педагогическая деятельность.
Источниками
для исследования послужили более 200 дел о служебной, научно-педагогической, исследовательской деятельности казанских востоковедов, хранящихся в национальном архиве РТ. Основной документальный комплекс отложился в фонде Казанского университета в следующих структурных частях университета: Совет, Правление, Ректор, историко-филологический факультет, фонд Попечителя Казанского учебного округа. Среди документальных источников – протоколы совета, правление историко-филологического факультета университета; предписания, отношения министра народного просвещения попечителю Казанского учебного округа; отношения, уведомления попечителя Казанского учебного округа, ректора Казанского университета совету университета; переписка правления, издательского комитета при Казанском университете с ректором, советом университета, попечителя Казанского учебного округа по вопросам: об определении О.М. Ковалевского на должности, об изучении и преподавании монгольского языка, научных путешествиях в Сибирь, Бурятию, Монголию, Китай, о приобретении для университетской библиотеки рукописей и сочинений на восточных языках, о публикации научных трудов и их распространении, о представлении к наградам и объявлении благодарности и др.
Историографические работы, посвященные наследию казанских востоковедов можно условно разделить на три хронологических периода: 1 период (конец XIX – начало XX века), 2 период (1930–1950-е года), 3 период (70-е года XX века – начало XXI века). Знаковой работой первого хронологического периода, бесспорно, является биографический очерк Ю. Талько-Грынцевич, посвященный 100-летию рождения О.М. Ковалевского. Исследователь на основе опубликованных российских и польских материалов обращается к биографии ученого и его научной деятельности. Чуть позже в 1904 г. к 100-летнему юбилею казанского университета выходит Библиографический словарь профессоров и преподавателей императорского Казанского университета (1804–1904) под редакцией И.П. Загоскина. Работа базируется на фондах казанского университета и содержит достаточно ценную информация о востоковедах, не ставшими столь известными как О.М. Ковалевский, но внесшими значительный вклад в развитие казанской школы востоковедения. Второй период связан с появлением интересных и оригинальных статей и публикаций о жизни и научной педагогической деятельности О.М. Ковалевского. Среди авторов, которые осветили его вклад в монголоведение и востоковедение следует отметить А.А. Петрову, В.Л. Котвича, Б.Я. Владимирцева, А.С. Шофмана и других. Достаточно содержательна работа Н.А. Мазитовой «Изучение Ближнего и Среднего Востока в Казанском университете», – Казань, 1972. Автор подробно останавливается на зарождении и становлении казанского востоковедения. Современный этап изучения научной деятельности казанских востоковедов в первую очередь связан с работами Р.М. Валеева. Исследователь, опираясь на солидную историографическую и документальную базу, попытался обобщить собранный материал о педагогической и научной деятельности казанских востоковедов. В 2001 в стенах казанского университета прошла международная конференция посвященная наследию монголоведа О.М. Ковалевского и современности. Научная сессия положила начало интеграции западных и отечественных исследований посвященных данной тематике.
Материалы по педагогике:
Методы оценки физиологических функций
Для оценки физиологических функций применялись измерения артериального давления (АД) и частоты сердечных сокращений(ЧСС) до и после занятий плаванием. Для этого применялся электронный тонометр на запястье. Ребенок садился на стул, опираясь на спинку стула, ноги не скрещены, на запястье одевался тон ...
Функции и основные направления деятельности детских учреждений культуры
Понятие «социально-культурный институт» в самом широком смысле относится к любому из государственных, образований (центров, комплексов, одно- или многопрофильных организаций, учреждений и т. п.), обладающих социальной значимостью, целенаправленностью, организованной структурой, достаточной временно ...
Непрерывное образование
Сектор непрерывного образования начал бурно развиваться во Франции в 1960–1970-е гг. Базовыми нормативными актами, определившими статус и организацию непрерывного образования, стали закон Фора 1968 г., закон Делора 1971 г., закон Савари 1984 г., закон от 20 июля 1992 г., декреты от 23 августа 1985 ...