Художественное творчество с использованием природного материала слагается из нескольких компонентов: изучения материала, определения скрытых возможностей данного материала, определение художественного замысла будущей поделки и непосредственное осуществление этого замысла путём практического создания поделок.
Каждая поделка имеет свой замысел как по внешнему виду, так и по смысловому содержанию, по идейности. Очень часто дети с отклонениями в интеллектуальном развитии не могут найти сюжет для своей будущей работы и связать его с внешней формой. Роль руководителя занятия подсказать интересную мысль и выразительную форму.
Сочетать глубокую идейность с увлекательной формой – такова главная задача руководителя кружка, рекомендующего ту или иную тему поделки. В детских поделках эта идейность может выражаться примитивно, но такая примитивность наиболее доходчива до детского сердца.
Где же брать темы, сюжеты для творчества? Главным источником для детских сюжетов является литература: сказки, стихи, басни, рассказы. Можно брать сюжеты из жизни. Однако никогда не следует связывать творчество детей строго определёнными формами. Взяв за основу идею руководителя, ребята могут выполнить её в самых разнообразных формах. педагогу не стоит препятствовать свободно рождающейся творческой инициативе ребёнка. Только в нашем случае каждая инициатива должна быть проконтролирована.
Поиск творческой идеи, замысла – исключительно важный путь в развитии у детей с особыми образовательными потребностями наблюдательности, смекалки, фантазии и творческого мышления, это не случайное обретение удачной мысли, а сложный творческий процесс, обусловленный требованиями воспитательного процесса в кружке.
Часто возникает вопрос, что является первичным и что вторичным: идея, замысел или материал, который своими формами, внешним видом подсказывает идею, сюжет, форму, внешний вид будущей работы. Иной раз замысел есть, а материал, подходящий для его осуществления, найти очень трудно. Часто на поиски его уходит много времени, а решение приходит внезапно.
Необходимо максимально стремиться к тому, чтобы природный материал звучал в работе благодаря своему характерному естественному виду с минимальным вмешательством в это дело рук человеческих. В результате наблюдений дети устанавливают, что природа сама по себе является прекрасным скульптором, остается только угадать в ее причудливых созданиях что-либо похожее на предметы окружающего мира и постараться усилить, подчеркнуть это сходство. Например, желудь. Он тем и хорош, что очень удачно передает форму тела маленького человечка. Маленький древесный гриб может идеально предстать в виде головы лягушки.
А из чего лучше сделать бушующее море в работе по сказке о золотой рыбке? Ясно, что старика можно сделать из согнутой шишки, а берег из куска толстой коры, чтобы он походил на размытые морем скалы, а вот из чего сделать море? И оказалось, что если волны сделать из бересты, то они будут прекрасно смотреться как волны, хотя материал нисколько не прозрачен и не похож на воду.
Но бывает и наоборот. Попалась поврежденная кем-то еловая шишка. Выросла она скрюченной, ни дать ни взять, фигурка сгорбленной старостью и нелегким трудом старушки. Это — рождение творческого замысла. Вслед за этой шишкой последовала маленькая сморщенная шишка для старушечьей головы и т. д.
Таким образом, в творческой практике иной раз созревший замысел нуждается в необходимом материале, а другой раз материал своими формами рождает замысел.
Поход за природным материалом – это не просто увлекательная прогулка, в которой дети идут при руководителе гурьбой и бездумно созерцают окружающую их природу. Подготавливая экскурсию, руководитель чётко формулирует её задачи, цели, маршрут.
Материалы по педагогике:
Процесс формирования умения обобщать на уроках математики
Обобщение в математике – это мысленное выделение общих и существенных признаков математических объектов (или способов действий с ними) и объединение их на этой основе в пределах заданной области (темы, раздела, всего учебного материала и т.д.) Необходимо иметь в виду, что обобщения могут быть более ...
Механизмы и условия формирования и развития познавательного интереса у
детей младшего школьного возраста
По мнению А.К. Марковой, в классных коллективах младших школьников на развитие их интересов влияет не столько возраст, сколько индивидуальность школьника, обусловленная его жизнедеятельностью, приобретением опыта разнообразной предметной деятельности, общением, влиянием семейных условий, средствами ...
Характеристика личности старшеклассника
Можно ли портрет старшеклассника свести к какому-то общему знаменателю, своего рода групповому портрету? И да, и нет. Потому что, хотя все старшеклассники сталкиваются с одними и теми же проблемами, взрослеют они по-разному. Прежде всего действует закон неравномерности созревания и развития. Эта не ...