Художественное творчество с использованием природного материала слагается из нескольких компонентов: изучения материала, определения скрытых возможностей данного материала, определение художественного замысла будущей поделки и непосредственное осуществление этого замысла путём практического создания поделок.
Каждая поделка имеет свой замысел как по внешнему виду, так и по смысловому содержанию, по идейности. Очень часто дети с отклонениями в интеллектуальном развитии не могут найти сюжет для своей будущей работы и связать его с внешней формой. Роль руководителя занятия подсказать интересную мысль и выразительную форму.
Сочетать глубокую идейность с увлекательной формой – такова главная задача руководителя кружка, рекомендующего ту или иную тему поделки. В детских поделках эта идейность может выражаться примитивно, но такая примитивность наиболее доходчива до детского сердца.
Где же брать темы, сюжеты для творчества? Главным источником для детских сюжетов является литература: сказки, стихи, басни, рассказы. Можно брать сюжеты из жизни. Однако никогда не следует связывать творчество детей строго определёнными формами. Взяв за основу идею руководителя, ребята могут выполнить её в самых разнообразных формах. педагогу не стоит препятствовать свободно рождающейся творческой инициативе ребёнка. Только в нашем случае каждая инициатива должна быть проконтролирована.
Поиск творческой идеи, замысла – исключительно важный путь в развитии у детей с особыми образовательными потребностями наблюдательности, смекалки, фантазии и творческого мышления, это не случайное обретение удачной мысли, а сложный творческий процесс, обусловленный требованиями воспитательного процесса в кружке.
Часто возникает вопрос, что является первичным и что вторичным: идея, замысел или материал, который своими формами, внешним видом подсказывает идею, сюжет, форму, внешний вид будущей работы. Иной раз замысел есть, а материал, подходящий для его осуществления, найти очень трудно. Часто на поиски его уходит много времени, а решение приходит внезапно.
Необходимо максимально стремиться к тому, чтобы природный материал звучал в работе благодаря своему характерному естественному виду с минимальным вмешательством в это дело рук человеческих. В результате наблюдений дети устанавливают, что природа сама по себе является прекрасным скульптором, остается только угадать в ее причудливых созданиях что-либо похожее на предметы окружающего мира и постараться усилить, подчеркнуть это сходство. Например, желудь. Он тем и хорош, что очень удачно передает форму тела маленького человечка. Маленький древесный гриб может идеально предстать в виде головы лягушки.
А из чего лучше сделать бушующее море в работе по сказке о золотой рыбке? Ясно, что старика можно сделать из согнутой шишки, а берег из куска толстой коры, чтобы он походил на размытые морем скалы, а вот из чего сделать море? И оказалось, что если волны сделать из бересты, то они будут прекрасно смотреться как волны, хотя материал нисколько не прозрачен и не похож на воду.
Но бывает и наоборот. Попалась поврежденная кем-то еловая шишка. Выросла она скрюченной, ни дать ни взять, фигурка сгорбленной старостью и нелегким трудом старушки. Это — рождение творческого замысла. Вслед за этой шишкой последовала маленькая сморщенная шишка для старушечьей головы и т. д.
Таким образом, в творческой практике иной раз созревший замысел нуждается в необходимом материале, а другой раз материал своими формами рождает замысел.
Поход за природным материалом – это не просто увлекательная прогулка, в которой дети идут при руководителе гурьбой и бездумно созерцают окружающую их природу. Подготавливая экскурсию, руководитель чётко формулирует её задачи, цели, маршрут.
Материалы по педагогике:
Основные положения спортивной подготовки юных волейболистов
Спортивные занятия по волейболу должны содействовать решению основных задач физического воспитания школьников в том плане, чтобы по окончании школы школьники могли без ущерба для здоровья и с достаточно высокой работоспособностью включиться в производительный общественно полезный труд. Поэтому в пр ...
Рейтинговая
методика оценки качества преподавателей вуза
Квалификационные требования являются неотъемлемой частью трудового договора, заключаемого преподавателем и Алтайским государственным техническим университетом им. И.И. Ползунова, определяя при этом содержание, направленность и особенности деятельности преподавателя, уровень квалификации, соответств ...
Болонский процесс: сущность и содержание
25 мая 1998 г. с подписанием «Совместной декларации о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования» на праздновании 800-летия Университета Сорбонныначался новый этап европейского интеграционного строительства в сфере высшего образования. Впервые за всю историю европейской интегр ...