В дошкольном возрасте объемная скорость кровотока на единицу массы тела в 2 раза больше, чем у взрослых. При этом кровяное давление у детей намного ниже. Так, у 6-летнего ребенка систолическое давление составляет 95-105мм рт. ст. Тонус сосудов у детей постоянный и не регулируется функциональными потребностями организма.
В течение первого года жизни человека кости растут медленно. До 7 лет рост увеличивается и становится максимальным после 11 лет. В это время формируется окончательный рельеф кости и костномозговые полости. В процессе онтогенеза на 6-11-й неделе эмбрионального развития начинают формироваться суставы. К моменту рождения они анатомически сформированы, хотя эпифизы костей, входящие в состав сустава, состоят из хрящевой ткани. Энхондральное окостенение начинается в течение 1-2-го года жизни и заканчивается в юношеском возрасте. У детей 2—3 лет в связи с активной двигательной деятельностью связки и суставы формируются наиболее активно. Подвижность суставов максимальна в 3-8-летнем возрасте, а окончательно формирование ее заканчивается в 13—16 лет. В возрасте 6—10 лет происходит усложнение всех составных частей сустава, которое заканчивается в 13-16 лет.
Позвоночник в процессе индивидуального развития закладывается у 2-недельного эмбриона в виде хорды, и ее остатки сохраняются у ребенка до 7-летнего возраста.
Межпозвоночные диски у детей относительно толще, чем у взрослых. С возрастом диски теряют эластичность, студенистое ядро между позвонками уменьшается в размерах и толщина дисков становится меньше.
Позвоночник имеет два вида изгибов: лордоз и кифоз. Лордоз обращен выпуклостью вперед (шейный, поясничный), кифоз — выпуклостью назад (грудной, крестцовый). У плода позвоночник имеет форму дуги, у новорожденного он почти прямой. Когда ребенок начинает держать голову (3 месяца), возникает шейный лордоз, садиться (6 месяцев) — грудной кифоз. В 9—12 месяцев ребенок начинает стоять и формируется поясничный лордоз, а вместе с ним и крестцовый кифоз. Окончательное развитие изгибов позвоночника завершается к 7 годам.
Грудная клетка у новорожденного имеет пирамидальную форму, ребра лежат почти горизонтально. С ростом грудной клетки у ребенка изменяется и ее форма. До 7 лет грудная клетка удлиненная, к 15 годам ее поперечный размер увеличивается, окончательная форма достигается к 17—20 годам. Процессы окостенения в скелете грудной клетки начинаются на 8-й неделе внутриутробного развития. Головки ребер срастаются с телом в 18—25 лет.
Кости конечностей (кроме ключицы), как и весь скелет, в онтогенезе проходят три стадии. У новорожденных эпифизы хрящевые, их окостенение заканчивается в течение 5-10 лет. Сращение эпифизов с диафизами происходит после 15—18 лет, причем у девочек на 1—2 года раньше, чем у мальчиков. Процесс окостенения в костях конечностей начинается в различные сроки и имеет неодинаковую продолжительность. В ключице он начинается на 6-й неделе эмбрионального развития и к моменту рождения полностью заканчивается. Предплюсна окостеневает с 3 месяцев до 5 лет.
Для младенческого периода характерны наибольшие скорость роста тела в длину и темп нарастания массы. Рост увеличивается на 50 %, а масса тела утраивается. В дальнейшем до пубертатного периода таких темпов роста не наблюдается. Ежегодная прибавка массы тела составляет 1,5-2,0 кг, роста — 4-5 см.
В возрасте 5-7 лет имеет место полу - ростовой скачок — увеличение скорости роста тела в длину. В это время конечности растут быстрее, чем туловище. После завершения полу - ростового скачка и до пубертатного периода темпы роста длины и массы тела самые низкие. В это время ребенок вытягивается, уменьшается количество подкожного жира. Пропорции тела ребенка уже приближаются к пропорциям взрослого, хотя ноги у него короче. Абсолютные размеры черепа соответствуют таковым взрослого.
Развитие мышц во время внутриутробного периода начинается с синтеза миозина и актина в 5-недельном возрасте. Мышечные волокна у новорожденных в 5 раз тоньше, чем у взрослых, поперечная исчерченность их выражена слабо.
Материалы по педагогике:
Понятие урок в педагогике
Для урока, как формы учебной работы, свойственны такие признаки: · имеет строго обозначенные рамки учебного времени; · на уроке как правило присутствует постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности к учебной работе; · каждый урок отводится на изучение одного предмет ...
Наглядность как одно из универсальных средств обучения
иностранному языку, ее формы, достоинства и недостатки
Сочетание слова и наглядности – это одно из самых распространенных явлений в современной практике обучения. Задачи обучения решаются успешнее в том случае, когда использование языка опирается на непосредственное восприятие обучающимися предметов, процессов и их изображений. При сочетании словесного ...
Рисование «Украсим рукавичку домик»
Учить детей рисовать по мотивам сказки «Рукавичка», создавать сказочный образ. Развивать воображение, творчество. Формировать умение украшать предмет. Закреплять умения использовать в процессе рисования краски разных цветов; чисто промывать кисть и осушать ее о салфеточку, прежде чем взять другую к ...