BriefEducation
Образование: теория и практика » Методология проведения урока иностранного языка на старшей ступени обучения » Работа над текстом на старшей ступени обучения

Работа над текстом на старшей ступени обучения

Страница 4

Далее следуют упражнения на интерпретацию прочитанного, которые составляются в соответствии с количеством мыслительных операций по углубленному пониманию текста и предусматривают определение его основной идеи; критический анализ прочитанного и его оценку; предвосхищение содержания; обобщение фактов.

Мы считаем также, что при подготовке ответа на соответствующий вопрос учащимся необходимо дать возможность опереться на модели, заранее подготовленные учителем, включающие в себя словосочетания, фразы, узуальные формы речи и т. п., из которых ученики сами должны выбрать такой ответ, который соответствует их представлению об истине. Более подготовленные учащиеся не прибегают к помощи моделей, а дают свой ответ.

Этот этап работы над текстом может быть представлен следующими упражнениями:

1. Выпишите из текста, какие черты характера присущи Штефи Граф? Эту работу вы можете выполнить в виде следующей таблицы:

positiv negativ

feißig kühl

2. Выделите ту информацию из текста, которая явилась для вас новой.

3. Скажите, что произвело на вас наиболее глубокое впечатление? Например:

Steflis steiler Weg an die Tennisspitze

Steffis Millionenverdienste

Steffis erstes Turnier

die Tat ihres Vaters, der seinen früheren Beruf gelassen hat, usw.

4. Какие выводы можно сделать из этого текста?

Um etwas Ernstes im Leben zu erreichen, muß man . (viel Geld haben; gesund sein: fleißig, ruhig sein; viele Freunde haben usw.)

Затем следуют упражнения на преломление проблем текста на личность учащегося. Это упражнения, основанные на формах коллективного взаимодействия: ролевые игры, проблемные беседы, дискуссии. Им, как правило, предшествуют так называемые лингво коммуникативная и психологическая разминки. Лингво-коммуникативная разминка может начинаться со спонтанного высказывания своего отношения к проблемам, предложенным учителем. Некоторые из них положительные, другие — отрицательные, например:

1. Man muB zuerst Abitur machen, sonst ist die Ausbildung einseitig.

2. Steffi hat ihren richtigen Weg im Leben gefunden, man darf sie nicht tadeln.

3. Im Leben ist solcher Mensch wie Stefi uninteressant, einseitig.

4. Steffi hat nur ihr Tennis im Kopf.

5. Man muB entweder Sport, oder Studium

wählen. Zwei Gute sind niemals beisammen.

Свои высказывания учащиеся могут строить с помощью следующих заданных речевых средств:

positiv (+)

negativ (-)

Da bin ich nicht einverstanden.

Da bin ich anderer Meinung.

So ein Unsinn.

Sicher nicht.

Das ist nicht wahr.

Damit bin ich einverstanden.

Einverstanden.

Ja, das ish so.

Ja, sicher.

Ich bin derselben Meinung.

nicht sicher (?)

Wirklich?

Ist das wirklich so?

Sind Sie sicher?

Ich weiß nicht.

Da bin ich nicht sicher.

Kann man das beweisen?

Речевые средства служат в данном случае не в целях тренировки, а призваны стать опорами при высказывании своего мнения.

Психологическая разминка может включать в себя составление обоснованного высказывания по проблеме текста с элементами творчества. Для мобилизации творческого самочувствия перспективно применение метода физических действий К. С. Станиславского в ситуации «если бы». Он указывает:

«Если нужное чувство невозможно вызвать прямым путем, необходимо искать косвенное, опосредованное воздействие на те физиологические механизмы, которые лежат в основе эмоциональных состояний. Данный метод как бы расширяет власть сознания над эмоционально-инстинктивной сферой». Чтобы стимулировать учащихся к составлению обоснованных высказываний, учитель предлагает следующее задание:

Что бы вы стали делать на месте Штефи Граф? Обоснуйте свое мнение: Пользуйтесь при этом данными речевыми средствами:

1. Sport hilft beim Studium Er diszipliniert den Menschen.

2. Um etwas Ernstes im Sport oder beim Studium zu erreichen, muß man opfern.

3. Es gibt mehrere Sportler, die wunderbare Erfolge im Sport und beim Studium haben. Man muß nur die Zeit richtig einteilen.

4. Die Erfolge der großen Sportler beim Studium sind nicht ernst. Sie haben ihre Ausbildung dank ihrem bekannten Namen bekommen.

Например:

Ich würde an Stelle von Steffi Graf die Schule nicht lassen. Wenn man Lust hat, kann man Sport und Studium vereinen.

В заключение работы над текстом учащимся предлагается исследовать ситуацию и найти психологически самый адекватный выход из нее. Причем взаимодействие участников общения можно реализовать успешнее, если преподаватель умело использует ролевой репертуар типичных ситуаций общения. Для достижения цели общения используются ролевые карточки, схемы дискуссии и т. п. Например, учитель раздает учащимся карты с обозначенными в них ролями:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Рисование «Знакомство с дымковскими игрушками
Рисование узоров» (Вариант «Красивая игрушка» - рисование по замыслу») Как мы уже писали выше, не зная истоков народного промысла своего народа трудно заложить в детей любовь к национальной культуре. Программное содержание Познакомить детей с народными дымковскими игрушками. Вызвать радость от расс ...

Методика комплексного использования средств наглядности в обучении аудированию
Использование наглядных средств, для создания у учащихся образных представлений и для формирования понятий, для понимания отвлечённых связей и зависимостей - одно из важнейших положений дидактики, основанной на методологии диалектического материализма. Ощущение и понятие - различные ступени единого ...

Как мы понимаем творческие способности
Л.С. Выготский в книге «Воображение и творчество» писал: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко придти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или в меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского разви ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru