Таким образом, имеет место следующее «системное свойство: изменяющаяся система характеризуется не только своими свойствами и структурой, существующими в данный момент в данном месте (актуальная структура), но и набором потенциальных (не проявляющих себя актуально в данных «здесь и теперь») структур, находящихся между собой в отношении альтернативности» .
Само наличие непроявленных структур, альтернативных элементов, а также нелинейный характер функционирования системы выдвигает на первый план задачу оптимального управления, которая может быть решена только на основе использования понятия динамического баланса. Все это в полной мере относится к педагогической системе – сложной по структуре, социальной по природе, эвристической по современному уровню абстрактного обобщения. Педагогическая система должна рассматриваться как открытая система с отрицательной или положительной обратной связью, активно взаимодействующая и развивающаяся в комплексе с окружающей средой. Точкой отсчета в каждой конкретной ситуации является состояние динамического баланса, характерным признаком которого являются многочисленные флуктуации. При выведении системы из этого состояния она пытается сохранить начальные условия с помощью механизмов обратной связи. Однако отклонения могут быть и усилены изнутри посредством положительной обратной связи, в том числе самопроизвольно. В такие моменты система может быть переведена через состояние неустойчивости в новую структуру. Система сохраняет свои первоначальные свойства, пока флуктуации не превысят предельно допустимые нормы, но система может преобразоваться полностью или частично, преобразовав свою структуру. Эта модель, разработанная лауреатом Нобелевской премии И. Пригожиным для химических диссипативных структур, в дальнейшем другими учеными с успехом применялась для описания биологических и социальных явлений. Мы считаем, что применение принципа динамического баланса к разновидности социальных систем – педагогической – может показать пути такой трансформации системы в условиях неустойчивого развития, когда можно обойтись без резкого скачкообразного ее изменения.
Отметим и другое свойство педагогической системы – она не полностью детерминирована, т.е. поиск лучшей структуры носит случайный характер, часто осуществляется путем проб и ошибок, хотя система и подчинена поиску адаптационной устойчивости – опять заметим, только ситуационной.
Управление системой в этих условиях становится ключевой проблемой. Умение достичь динамического баланса в каждой конкретной педагогической ситуации означает возможность оптимально выстроить свое педагогическое поведение и достичь поставленных перед собой педагогических целей.
Материалы по педагогике:
Формы и методы
социально-педагогической поддержки
Вся воспитательная работа по социально-педагогической поддержки детей «группы риска» строится на следующих принципах: принцип уважения индивидуальности личности (если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются); принцип коллективной деятельности ...
Место и роль краеведения
в ДОУ
Основы нравственно - патриотического воспитания ребенка закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящихся в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, культуре, природе, к своему городу и стране. ...
Экскурсия - форма воспитания экологического сознания и эстетического мировосприятия
Тема опыта: "Экскурсия – форма воспитания экологического воспитания и эстетического мировосприятия". Сведения об авторе. Условия возникновения опыта. Актуальность опыта. На основе разработки научных представлений и обобщения передового опыта сложилась характеристика эстетического воспитан ...