BriefEducation
Образование: теория и практика » Принцип динамического баланса в педагогическом процессе ВУЗа » Теоретическое обоснование понятия динамического баланса в педагогике

Теоретическое обоснование понятия динамического баланса в педагогике

Страница 1

Целесообразность стремления системы к равновесию, при противоречивых статических и динамических составляющих, можно описать, используя понятие динамического баланса (тем самым приближаясь к позициям динамико-статистического, или системно–комплексного подхода). Фулфилмент для вайлдберриз fbo wildberries условия и стоимость фулфилмента.

Для разъяснения вводимого понятия и соответствующего термина обратимся к первоначальному смыслу слов. Баланс в словарях определен как система показателей, характеризующая какое–либо явление путем сопоставления или противопоставления отдельных его сторон, равновесие, уравновешивание, а также количественное выражение отношений между сторонами какой-либо деятельности, которые должны уравновешивать друг друга. Динамический означает: связанный с движением, с действием, а также: что-то изменяющееся и описываемое какими-либо уравнениями или закономерностями . Сходное с понятием баланс понятие равновесие имеет другой смысловой оттенок. Равновесие системы, соответствующее состояние механической системы предполагает, что эта система под действием сил находится в покое, и все ее точки покоятся по отношению к рассматриваемой системе отсчета. Равновесие может быть устойчивым, безразличным и неустойчивым.

Как видно, термин равновесие скорее статический, он означает состояние покоя, достигнутое в результате процессов уравновешивания. Термин баланс сам по себе динамичен, он подразумевает изменяющееся подвижное соотношение характеристик какого-либо процесса.

Динамический баланс означает непрерывное перемещение точки равновесия, стремление системы достичь гармонического состояния, и в то же время готовность изменить это состояние, изменить точку равновесия, если изменятся управляющие ситуацией условия.

На основе вышесказанного уточним и конкретизируем используемое нами понятие динамического баланса.

Динамический баланс – это состояние системы, характеризующееся:

гармоничным сочетанием логически противоположных характеристик, описывающих функционирование отдельных составляющих этой системы;

готовностью системы изменить точку временного равновесия под действием изменившихся управляющих условий;

постоянным стремлением системы находить оптимальное равновесное состояние и удерживаться в нем за счет введения в действие как уже известных, так и новообразованных ресурсов и возможностей.

Равновесное состояние – состояние стабильности системы – не следует путать с инертностью. Инертность не требует сознательных действий. Стабильность системы – это осознанные усилия прохождения через все возможные виды движения и через их понимание обретения состояния динамического равновесия. Это состояние устойчивого движения, развития системы, обусловленное всеми видами взаимодействий с окружающей средой.

Как мы видим, при рассмотрении динамического баланса системы неизбежно возникает упоминание понятия оптимальности (оптимизации) как логически родственного. Хорошо известны работы Ю.К. Бабанского и его последователей по оптимизации педагогического процесса. Как необходимость данной дидактической категории, так и возможные способы оптимизации разработаны и используются в педагогической теории и практике. Понятие динамического баланса лежит на пути достижения оптимизации педагогического процесса и является необходимым звеном в этой сложной цепи.

Оптимальность является результатом целенаправленного управления системой, выражением предсказуемости, заданности и ситуативной оправданности данного состояния. Однако оптимальность и гармоничность не подразумевают обязательно равновесия и устойчивости, зато подразумевают необходимость управления. Категории оптимальности и управления с неизбежностью связывают системы абстрактные с педагогическими системами. Отсюда следует и взаимосвязь смысловых следствий.

Современная теория систем обсуждает не столько устойчивость, сколько связь устойчивости и неустойчивости в системе, т. к. исследователей интересуют не системы вообще, а изменяющиеся системы, в которых неустойчивость есть предпосылка изменения способа их поведения. Тогда появляются новые характеристики системы, среди которых нелинейность, потенциальность, критическое поведение. Следовательно, должны измениться и такие, казалось бы, классические базовые понятия системного анализа, как равновесность и устойчивость. Устойчивость и неустойчивость признаны характеристиками стационарных систем, при этом неустойчивость означает дрейф системы в сторону другого, возможного на данном этапе развития, стационарного состояния. Неустойчивость благодаря своей связи с устойчивостью может реально влиять на поведение системы. Эта структура изменяющейся системы с ее положениями устойчивого и неустойчивого равновесия известна физикам в виде своего абстрактного отображения – фазового портрета, где фазовые траектории показывают нам возможные пути эволюции системы. Однако в изменяющихся сложных системах фазовый портрет не остается неизменным, а устойчивость отдельных состояний характеризуется только некоторой вероятностью. Здесь мы вступаем в область нелинейности, когда одному и тому же исходному состоянию соответствует целый спектр возможных конечных состояний. Конечное состояние таких систем не прогнозируется только на основе предшествующего опыта. А сами стационарные состояния, не осуществленные в данный момент, называются потенциальными – они могли бы актуализироваться при других условиях.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Критерии, уровни восприятия
Живопись (живо писать) – вид изобразительного искусства – создание картин, наиболее полно и убедительно (живо) отражающих действительность. Основными средствами выразительности в живописи являются: колорит – цветовая, живописная согласованность; рисунок – изображение форм окружающего нас мира, их х ...

Понятие социально-педагогической поддержки
Понятие "поддержка" введено в педагогику относительно недавно О.С. Газманом и получило развитие в работах А.Т. Анохина, А.Г. Асмолова, А.Ф. Березина, Н.А. Галагузовой, И.Ф. Дементьевой, И.В. Дубровиной, И.Б. Котовой, А.Г. Лидерс, Л.Я. Олиференко, Л.А. Петровской, Е.Н. Шиянова, Т.И. Шульги ...

Развитие навыков самостоятельной творческой деятельности в процессе обучения иностранному языку
Работа педагога – это всегда очень трудный процесс. А в наше время, когда престижность профессии падает, все особенно усложняется. В сфере искусства круг задач, стоящих перед педагогом, особенно широк, отсюда и особая сложность нашей профессии. Вся наша деятельность предполагает творческий подход к ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru