Формирование диалектико-материалистического мировоззрения способствует научно-атеистическому воспитанию школьников.
Идейно-политическому воспитанию учащихся в процессе изучения разделов «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники» способствует использование в органической связи с содержанием фактов, цифровых данных, диаграмм, отражающих эффективность применения данных биологической науки в различных отраслях народного хозяйства страны, республики, местного края. На уроках, экскурсиях в природу и на производство, в процессе работы на учебно-опытном участке, на полях колхозов и совхозов в органической связи с изучаемыми вопросами биологической науки учитель в доходчивой форме знакомит школьников с основными государственными документами, в которых ставятся задачи дальнейшего развития биологической науки, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, подчеркивает значение этих задач для повышения благосостояния народа, могущества нашей страны, гуманизм политики нашего государства.
Заслуживает внимания опыт работы школ г. Белгорода и Белгородской области по идейно-политическому воспитанию учащихся. В практике работы учителей К.П. Сейц, Т.И. Малыхиной, И.Б. Копхевской, О.П. Мироненко, Н.Я- Власовой и других сложилась система работы, которая в частности включает ознакомление учащихся с вкладом ученых в развитие биологической науки, сельского хозяйства, с их деятельностью, чертами личности и гражданской позицией; организацию полезной практической деятельности учащихся, в процессе которой применяются биологические знания и умения и т. д. На уроках учителя привлекают различные материалы общего и местного значения, в которых ярко отражаются успехи биологической науки, сельского хозяйства, микробиологической промышленности и др.
Идейно-политическое воспитание учащихся неразрывно связано с патриотическим и интернациональным воспитанием. Патриотическому и интернациональному воспитанию учащихся способствует ознакомление их с историей пауки, достижениями отечественных и зарубежных ученых. В содержание программы разделов «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники» включены имена И. В. Мичурина, Н. И. Вавилова, К. А. Тимирязева, которые внесли большой вклад в развитие биологической науки своим самоотверженным трудом. Чувство гордости за советскую науку испытывают учащиеся при изложении исследований отечественных ученых в создании пенициллина, выведении ими высокопродуктивных форм. Школьники знакомятся с работами П.П. Лукьяненко, В.С. Пустовойта, которые вывели высокоурожайные сорта пшеницы и подсолнечника. Идейно-политическую, патриотическую направленность имеют вопросы охраны природы. Раскрытие мер, принятых в нашей стране в целях охраны природы (охрана редких и исчезающих видов растений, среды их обитания и др.), противопоставление позитивной роли нашего государства в охране природы политике крупных капиталистических стран, в которой на первое место ставится прибыль капитала, способствуют выработке негативного отношения учащихся к буржуазной идеологии.
Учитель биологии средней школы № 11 г. Белгорода В.Н. Кондратов проводит большую работу по экологическому и патриотическому воспитанию. Большое внимание он уделяет внеклассной работе, ежегодно организует с учащимися походы с целью изучения природы Белгородской области, редких и исчезающих растений и животных. В школе создан музей природы, в котором около 1000 экспонатов. Учащиеся школы ежегодно развешивают свыше 3000 скворечников в своем микрорайоне.
Необходимо подвести школьников к выводу о глобальном характере проблемы охраны природы, решение которой требует международных усилий, интернациональной солидарности народов мира.
В разделах «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники» имеются большие возможности для трудового воспитания. Оно осуществляется через раскрытие путей использования знаний биологических закономерностей строения и жизнедеятельности растений в сельском хозяйстве (интенсификация растениеводства, борьба с сорняками и болезнями, повышение урожайности за счет применения агротехнических мероприятий), ознакомление учащихся с научными основами растениеводства, охраны природы, с прогрессивными технологиями выращивания важнейших культурных растений, с деятельностью человека по охране природы, формирование общих умений сельскохозяйственного труда (обработка почвы, полив, посев семян, внесение удобрений, подкормка, уход за растениями, уборка урожая).
Материалы по педагогике:
Уровни развития познавательного интереса у детей младшего школьного
возраста
Горчинская А.А. отмечала, что познавательный интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Его область – ...
Биогеоценоз
и его компоненты
Группа популяций разных видов, населяющая определенную территорию, образует сообщество. Березовые леса отличаются от дубрав не только древесным составом, но и подлеском и травяным покровом. Каждое растительное сообщество населено свойственными ему сообществами животных, грибов и микроорганизмов. Вс ...
Результаты оценки рейтинга преподавателей кафедры
Так как система только внедряется на кафедре, еще как следует, не налажена «обратная связь» с преподавателями для полного сбора данных необходимых для расчета рейтинга, то была произведена экспериментальная оценка рейтинга преподавателей кафедры. Всего в рейтинге участвовало 9 преподавателей кафедр ...