Задача учителя биологии — ознакомить учащихся с теми положениями диалектического материализма, которые проявляются в биологических процессах и явлениях, с методами познания живой природы.
Изучение разделов «Растения», «Бактерии. Грибы, Лишайники» позволяет показать учащимся приуроченность процессов жизнедеятельности растений, бактерий, грибов к материальным структурам. Познание учащимися строения и жизнедеятельности растительной клетки, клеточного строения органов растения, установление взаимосвязей между клетками, тканями и органами способствуют выявлению материальной основы процессов жизнедеятельности.
Ознакомление учащихся с химическим составом растений убеждает их в материальном единстве живой и неживой природы. Установление связей между органами в организме растений служит основой для понимания целостности растительного организма, а раскрытие связей растений со средой обитания убеждает учащихся в причинной связи и обусловленности процессов и явлений, в их зависимости от реально существующих, а не сверхъестественных факторов.
Показ пути научного познания процессов фотосинтеза, минерального питания растений, условий прорастания семян, овладение приемами выращивания растений, знакомство с факторами, влияющими на жизнедеятельность организмов растений, бактерий, грибов, позволяют подвести учащихся к выводу о познаваемости явлений живой природы, выяснению естественных причин биологических процессов. Так, ознакомление школьников с устройством лупы и микроскопа, привитие умений работать с ними, краткий экскурс в историю учения о клетке позволяют убедить учащихся в познаваемости внутреннего строения растения, сделать вывод о том, что человек все глубже проникает в тайны жизни растений, постигает их и использует в практической деятельности.
С учетом общего представления о взаимосвязи явлений следует рассматривать вопросы о строении и функциях органов растения, акцентировать внимание школьников на причинной обусловленности роста и развития корня, побега, связи корня и побега, подчеркивать их значение в поддержании целостности растительного организма.
Разделы «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники» содержат богатую информацию для формирования у школьников знаний о взаимосвязи строения и функций, взаимообусловленности протекающих в живой природе процессов и явлений. Каждая клетка, орган, организм существуют только благодаря взаимосвязи. их строения н функций. Жизнь растительного организма возможна только благодаря его взаимосвязи со средой обитания. Установление зависимости одних процессов от других вносит много ценного в понимание учащимися целостности и единства природы.
Формированию научного мировоззрения школьников способствует выделение в содержании ведущих идей и основных понятий, особенно идеи эволюции. Эволюционное учение — теоретическая и методологическая основа современной биологии. Только на уровне эволюционной теории можно говорить о последовательном, научном познании закономерностей развития органического мира. Эволюционное учение имеет большое мировоззренческое значение, подводя к идеям материальности и развития природы. В наше время идея развития приобретает первостепенное практическое значение, так как знания об эволюции становятся непременным условием предвидения и предотвращения нежелательных последствий вмешательства человека в биосферу, управления развитием органической природы.
Не случайно в методике обучения биологии большое внимание уделено формированию эволюционных понятий. На первых этапах изучения строения и жизнедеятельности растительного организма учащиеся знакомятся с результатами эволюции — многообразием растений и их приспособленностью к среде обитания. Учитель,показывая черты приспособленности у растений, их многообразие, говорит о тем, что все это — результат длительного исторического развития растений. В дальнейшем школьники знакомятся с доказательствами эволюции растений, с этапами развития растительного мира. Все это повышает объясняющую роль биологических знаний.
Материалы по педагогике:
Школьная программа для подготовительных классов и общие требования к
знаниям, умениям, навыкам по математике к детям шести лет
Для того, чтобы изучить особенности обучения математики детей шестилетнего возраста, необходимо ознакомиться с программой общеобразовательной школы по математике. Программа построена с учетом возрастных особенностей шестилеток. Она содержит четыре основные темы и одну перспективно-опережающую, кото ...
Выявление наличного уровня сформированности основных
движений у детей среднего дошкольного возраста
Эмпирическое исследование проводилось на базе - МОУ ДОУ "Детский сад №378", ЦАО г. Омска. Этапы исследования: 1. констатирующий эксперимент Цель констатирующего этапа исследования: выявление наличного уровня сформированности основных движений у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: ...
Работа с видеоматериалами на уроках истории в 7-9 классах
Одним из средств активизации познавательной мотивации обучающегося на уроках истории является учебно-исследовательская деятельность. Под учебно-исследовательской деятельностью следует понимать форму организации учебно-воспитательной работы, включающую постановку творческих, исследовательских задач ...