BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Болонский процесс: сущность и содержание

Болонский процесс: сущность и содержание

Страница 1

25 мая 1998 г. с подписанием «Совместной декларации о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования» на праздновании 800-летия Университета Сорбонныначался новый этап европейского интеграционного строительства в сфере высшего образования. Впервые за всю историю европейской интеграции речь шла о единонаправленном реформировании национальных систем высшего образования, на что указывал уже заголовок документа, говоривший о «гармонизации архитектуры». Честолюбивой целью этих реформ было создание открытого пространства европейского высшего образования (EHEA), которое несло бы «богатство позитивных перспектив». Среди последних – устранение барьеров, препятствующих свободному перемещению граждан, связанное с этим улучшение возможностей трудоустройства и академического признания, постоянное улучшение и обновление образования для своих граждан, в конечном счете, укрепление позиций Европы в мире (причем под Европой подразумевались все страны, находящиеся на европейском континенте). В явном виде была сформулирована одна реформаторская задача: создание системы, основанной на достепенном и послестепенном циклах. Другие задачи были сформулированы в виде предложений: использование семестров и кредитов (как в схеме ECTS), развитие академической мобильности, развитие образования в течение всей жизни.

Декларация вызвала неоднозначную реакцию как у академической среды, так и министров образования других государств и Еврокомиссии, что было вызвано четырьмя обстоятельствами. Во-первых, декларация была принята только министрами образования Великобритании, Германии, Франции и Италии, хотя в работе Сорбонского семинара принимали участие представители правительственных и академических кругов многих европейских стран. Взятые ими обязательства касались проведения преобразований только в их собственных странах, однако в последнем абзаце сфера действия декларации была расширена. Во-вторых, декларация говорила о гармонизации национальных систем образования, что представлялось почти невероятным, так как последние считались в Европе символом культурной идентичности. В-третьих, декларация употребляла слово «гармонизация», что вызвало шквал критики. Дело в том, что Маастрихтский договор говорил об «исключении гармонизации», подразумевая невозможность стандартизации правовой базы в некоторых областях. В связи с этим, гармонизация была интерпретирована как стандартизация, причем не только архитектуры образования, но и содержания, программ и методов обучения (несмотря на то, что текст декларации не давал ни малейшего повода для подобного беспокойства). В-четвертых, декларация объединилась в умах многих аналитиков с национальным докладом Ж.Аттали французскому правительству «К европейской модели высшего образования», который предлагал введение строгой системы степеней «3-5-8». Часть академической общественности решила, что эти документы дополняют друг друга, и что доклад Аттали является «расшифровкой» Сорбонской декларации, что в принципе неверно.

Несмотря на прозвучавшую критику, в целом, декларация была расценена как перспективное начинание, что позволило перейти к более широкой постановке вопроса. По приглашению итальянского министра образования через год состоялась встреча в Болонье. Основной темой дискуссии стала Сорбонская декларация и исследование, проведенное Конфедерацией Конференций ректоров ЕС и Конференцией ректоров европейских университетов «Тенденции в учебных структурах высшего образования», выводы которого свидетельствовали о наличии заметных расхождений в структурах европейских программ и степеней. Результатом встречи стало принятие 19 июня 1999 г. совместной декларации «Пространство европейского высшего образования» (Болонской декларации), под которой поставили подписи 29 министров образования европейских стран.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Принципы воспитательной работы в университете
Воспитательная работа в СурГПУ основывается на принципах, активно разрабатывающихся современной наукой: 1. Аксиологический принцип, представляющий собой методологический подход к анализу приоритетных педагогических ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека. 2. Культурологический п ...

Программные средства, используемые для разработки мультимедиа курсов
На примере программных средств, используемые для мультимедиа курсов рассмотрим программу AutoPlay Media Studio. Интерфейс. Окно программы AutoPlay Media Studio 8.0.6.0 (рисунок ниже) можно условно разделить на шесть областей. Панель меню. Панель инструментов. Проводник проекта. Панель свойств объек ...

Детское музыкальное творчество как форма СКД
«Все начинается с детства .» - это не просто крылатая фраза, а принципиально важное положение для целостного осмысления этого сложного и специфичного феномена детства. В детском возрасте как многогранной своеобразной призме преломляются и физиологические, и психологические, и возрастные, и индивиду ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru