Одним из первых в истории педагогики стал оформляться принцип наглядности. Установлено, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность давно нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности.
Наглядность в дидактике понимается более широко, чем непосредственное зрительное восприятие. Она включает в себя и восприятие через моторные, тактильные, слуховые, вкусовые ощущения.
В обоснование этого принципа существенный вклад внесли Я. А. Коменский, И. Г. Посталоцци, К. Д. Ушинский, Л. В. Занков и др.
Пути реализации этого принципа сформулированы Я. А Коменским в «Золотом правиле дидактики»: «Все, что возможно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – осязанием. Если же какие-либо предметы и явления можно сразу воспринимать несколькими чувствами –предоставить нескольким чувствам. »
И. Г. Посталоцци показал, что необходимо сочетать применение наглядности со специальным мысленным формированием понятий. К. Д. Ушинский раскрыл значение наглядных ощущений для развития речи обучаемых. Л. В. Занковвскрыл возможные варианты сочетания слова и наглядности. Если эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, а зрительного – 25%, то их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%.
Принцип наглядности в обучении реализуется путем демонстрации изучаемых объектов, иллюстрации процессов и явлений, наблюдений за происходящими явлениями и процессами в кабинетах и лабораториях, в естественных условиях, в трудовой и производственной деятельности.
Средствами наглядности служат:
· Натуральные объекты: растения, животные, природные и производственные объекты, труд людей и самих учащихся;
· Объемные наглядные пособия: модели, макеты, муляжи, гербарии и др.;
· Изобразительные средства обучения: картины, фотографии, диафильмы, рисунки;
· Символические наглядные пособия: карты, схемы, таблицы, чертежи и др.;
· Аудиовизуальные средства: кинофильмы, аудиозаписи, телевизионные передачи, компьютерная техника;
· Самостоятельно изготовленные «опорные сигналы» в виде конспектов, схем, чертежей, таблиц, зарисовок и др.
Благодаря использованию средств наглядности у обучаемых появляется интерес к учебе, развивается наблюдательность, внимание, мышление, знания приобретают личностный смысл.
Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности:
· Наглядность должна отражать сущность изучаемых предметов и явлений, ярко и образно показывать то, что необходимо усвоить;
· Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать;
· То, что дети видят, будит мысль и лучше запоминается;
· Наглядность использовать не как цель, а как средство обучения;
· Не перегружать учащихся конкретно-образным восприятием изучаемых закономерностей, чтобы не задерживать абстрактно-логическое мышление;
· Наглядность использовать не только для подтверждения достоверности изучаемых предметов и явлений, но и как источник знаний;
· По мере взросления детей необходимо больше использовать символической наглядности взамен предметной;
· Использовать различные виды наглядности в меру, так как чрезмерное их количество рассеивает их внимание и мешает восприятию главного;
· Наглядность должна эстетически воспитывать;
· Учитывать возраст учащихся в процессе использования разнообразных средств наглядности.
Материалы по педагогике:
Воспитание и школа в Афинах
Афины представляли собой наиболее развитое рабовладельческое государство - демократическую республику, которая достигла своего расцвета в V в. до н. э. Афины оставили человечеству богатое наследство в области философии, искусства, литературы, педагогики. Воспитанию и обучению детей и юношества в Аф ...
Обучение интонации в средней школе
Компоненты интонации французского языка, доступные для усвоения в средней школе, немногочисленны. Учащийся получают сведения об ударении и мелодии в рамках программы. Уже в 4-м классе учащиеся знакомятся с ударением. В 4-5-х классах ударение может быть усвоено имитационно, но на среднем этапе уже о ...
Разработка образовательного проекта: возможности и ресурсы в учебной работе
Все, кто занимался обучением разработке проекта, понимают основную сложность этого процесса. Проектирование – это содержание деятельности, и его невозможно освоить по традиционной схеме, не участвуя в деятельности по разработке реального проекта. Это правило давно известно в мировой практике обучен ...