Существует во Франции 3 основные модели административного устройства учебных заведений: модель школы, модель среднего учебного заведения и модель университета. Организация управления в частных учебных заведениях, а также высших учебных заведениях неуниверситетского сектора не сводится к определенной модели, поэтому эти учреждения мы оставим за рамками повествования. Рассмотрим означенные модели по порядку.
Административную функцию в школах несет школьный совет. В его главе находится директор школы. В совет вхожи преподаватели, два представителя муниципалитета, представители родителей, специальный представитель Министерства образования, а также инспектор академии. Совет принимает внутренний регламент школы, составляет план организации учебной недели, разрабатывает школьный план, который касается всех вопросов школьной жизни. Состав школьного совета ежегодно обновляется.
Колледжи и лицеи являются местными государственными образовательными учреждениями (EPLE), обладающими статусом юридического лица и финансовой автономией. Они создаются по представлению администрации департаментов (для колледжей) и регионов (для лицеев) специальным декретом Префекта.
Во главе этих учебных учреждений стоят директора: принсипаль (principal) в колледже и провизер (proviseur) в лицее. В 1988 г. был создан специальный корпус государственной службы, к которому относятся эти руководители. Их назначение осуществляется на конкурсной основе, отставка – по решению ректора академии. Административные функции директора колледжа и лицея схожи: исполнение распоряжений вышестоящей администрации, представление учебного заведения при совершении любых гражданских актов, руководство персоналом, контроль качества обучения, обеспечение порядка и т.д. В области образования директора осуществляют администрирование (запись в учебное заведение, уход из него, контроль посещаемости, назначение стипендий и др.) и педагогическое руководство (проверка знаний, результаты учебы, ориентация и др.). Также директор занимается координацией педагогической деятельности учебного заведения, разного рода организационной работой, в чем ему помогает административный персонал.
В средних учебных заведениях функционирует несколько руководящих органов. Прежде всего, это административный совет. Он состоит из директора, персонала учебного заведения, представителей территориальных сообществ, представителей родителей учащихся и самих учащихся. В функции этого органа входит утверждение проекта учебного заведения, внутреннего регламента, бюджета и др. Постоянная комиссия и дисциплинарный совет занимаются вопросами воспитательного и педагогического характера. Также в средних учебных учреждениях функционируют учительский совет, который координирует деятельность преподавателей и решает педагогические вопросы, советы класса, группы по воспитанию и пр.
Высшие учебные заведения Министерства образования, в том числе, университеты, являются, согласно закону Савари 1984 г., государственными учреждениями научного, культурного и профессионального характера, пользующиеся правами юридического лица и педагогической, научной, административной и финансовой автономией. Университеты создаются специальным декретом министра образования. Во главе университета стоит президент. Они избирается университетскими советами из числа штатных преподавателей-исследователей сроком на пять лет. Круг его полномочий достаточно широк: он является распорядителем доходов и расходов вуза, председателем трех университетских советов, лицом, исполняющим решения советов. Помимо этого он управляет персоналом учреждения, принимает на работу административный персонал, назначает различные жюри и др. Кроме того, он представляет университет перед третьими лицами и может заключать соглашения от имени университета.
Президент управляет университетом вместе с тремя университетскими советами: административным советом, научным советом и советом обучения и университетской жизни. Университетские советы состоят из представителей преподавательского состава университета, студенчества, административного персонала и внешних по отношению к университету лиц.
Материалы по педагогике:
Содержание обучения английскому языку как второму иностранному
В настоящее время данные физиологии и психологии позволяют сделать достаточно аргументированный вывод о том, что овладение вторым языком – это не просто накапливание языкового материала в результате подбора лексических единиц, ситуаций и усвоения грамматических форм и структур, а перестройка речевы ...
Содержание воспитания. Приоритетные стратегии воспитания
1. Раскройте сущность понятия «содержание воспитания» Содержание воспитания составляют научные факты, понятия, теории о природе, обществе, человеке: знания, на которых базируется общественный опыт, ценности, нормы, идеалы, способности, навыки, умения, привычки поведения. Предметом формирования явля ...
Среднее образование. Колледж
История среднеобразовательных колледжей во Франции также уходит корнями в реформы конца XIX в. Современный колледж (collège unique) возник в результате принятия закона Аби в 1975 г. который установил единый образовательный стандарт для колледжей. Закон Аби в дополнение с ориентационным закон ...