Помимо различных министерских структур, определенными полномочиями в сфере образования обладают региональные, департаментские и муниципальные органы власти. Это связано и с историческим прошлым Франции, когда местные власти на собственные средства создавали и содержали учебные заведения, и с объективной невозможностью эффективно управлять образовательной системой только лишь средствами центрального аппарата. Сфера компетенции территориальных сообществ достаточно широка.
– Префекты регионов и департаментов, муниципальные советы могут принимать решения о строительстве и материально-техническом обеспечении соответственно лицеев, колледжей и начальных учебных заведений.
– Региональные советы – высшие органы власти в рамках местного самоуправления – исходя из потребностей региона в специалистах, разрабатывают планы работы учебных заведений и программы обучения (главным образом, в сфере среднего профессионального образования), которые передаются ректору.
– Регионы имеют возможность проводить собственную политику в области среднего профессионального образования в рамках общих направлений политики, задаваемых государством. Для этих целей существуют Региональные комитеты по проблемам среднего профессионального образования, продвижения по службе и занятости. Они составляют региональный план среднего профессионального образования. К его реализации подключаются государственные органы различных уровней, предприятия, профсоюзы и прочие заинтересованные стороны.
Полномочия местных органов власти в области образования постепенно расширяются, что связано с идущим во Франции процессом децентрализации. Этот процесс имеет объективный характер. В какой-то мере он является параллельным процессу евроинтеграции и глобализации, так как имеет общие с ними предпосылки и факторы, их обуславливающие. Среди последних, изменение функций государства в связи со вступлением в постиндустриальное общество, интенсификация общественной жизни, связанная с перманентной научно-технической революцией, складывание глобального рынка, на котором определяющую роль играют ТНК и т.д. Эти факторы вызывают необходимость в оптимизации властных структур, повышении эффективности исполнительной власти посредством разделения полномочий. Естественно, что система образования, будучи системообразующим социальным институтом, не осталась в стороне от этого процесса.
Процесс децентрализации начался во Франции с «закона Деферра» 1982 г. Основным содержанием этого процесса является передача властных полномочий центральных органов власти территориальным коллективам. Новый закон о децентрализации 2004 г. возложил дополнительные функции в сфере образования на местные органы власти. В частности, им были переданы функции самостоятельного определения школьных округов (ранее эту функцию осуществляли инспектора академий); набора, управления и содержания TOS (технический, рабочий и обслуживающий персонал учебных заведений). Также закон предполагает расширение полномочий территориальных коллективов в сфере профессионального образования, передачу в собственность регионов и департаментов зданий средних учебных заведений (начальные учебные учреждения находятся в собственности коммун). Таким образом, новый этап процесса децентрализации коснулся в основном средней школы.
Кроме того, в соответствии с законом о децентрализации 2003 г. между Министерством образования и территориальными сообществами были созданы посреднические структуры – Академические советы по национальному образованию (CAEN) и Территориальные советы по национальному образованию (CTEN). Эти советы носят консультативный характер. Они должны стимулировать активность территориальных сообществ в области образования, способствовать большей включенности местной власти в его проблемы. Таким образом, на практике меры по децентрализации оборачиваются усложнением структуры управления образованием.
Общую структуру распределения полномочий по уровням образования на 2004 г. можно представить в виде следующей таблицы.
Распределение полномочий между разными уровнями власти по уровням образования
Образовательная ступень |
Базовый территориальный коллектив | |||
Государство |
Регион |
департамент |
коммуна | |
Высшее образование |
Учебные планы, выдача дипломов, финансирование, кадровая политика, планирование развития вузов | |||
Среднее профессиональное образование |
Определение общих направлений политики в сфере проф. образования, содержание и организация учебного процесса, оплата труда преподавателей. |
Строительство и содержание учебных заведений, региональная политика в области профессионального образования |
Реализация политики в сфере проф. образования в соответствии с планом регионального развития | |
Среднее образование. Лицеи. |
Содержание и организация учебного процесса, оплата труда преподавателей, поставка спец. Оборудования |
Строительство и содержание лицеев, функциональные расходы, оплата труда TOS | ||
Среднее образование. Колледжи |
Строительство и содержание колледжей, функциональные расходы, оплата труда TOS |
Функциональные расходы | ||
Доначальное и начальное образование |
Содержание и организация учебного процесса, оплата труда преподавателей |
Строительство и содержание школ |
Материалы по педагогике:
Понятие и методика
тестового контроля
Метод тестирования имеет многолетние корни. В современном образовании он является одним из самых эффективных методов измерения учебных достижений учащихся. Ему посвящены многие работы исследователей. Данный метод активно используется и в практике педагогов, руководителей образовательных учреждений ...
Мотивация преподавательской деятельности
Понятие «мотив» часто используют для обозначения таких психологических явлений, как стремление, желание, замысел, боязнь и др., которые отражаются в человеке в виде готовности к деятельности, ведущей к определенной цели. Деятельность человека направляется множеством мотивов, совокупность и внутренн ...
Историография
Поставленная в настоящей работе проблема изучена в отечественной историографии недостаточно. Это связано с тем, что реформы высшей школы Франции в рамках Болонского процесса в настоящее время только разворачиваются, и они еще не успели стать объектом внимания исследователей. Собственно говоря, вним ...