BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Распределение полномочий по уровням власти. Децентрализация

Распределение полномочий по уровням власти. Децентрализация

Страница 1

Помимо различных министерских структур, определенными полномочиями в сфере образования обладают региональные, департаментские и муниципальные органы власти. Это связано и с историческим прошлым Франции, когда местные власти на собственные средства создавали и содержали учебные заведения, и с объективной невозможностью эффективно управлять образовательной системой только лишь средствами центрального аппарата. Сфера компетенции территориальных сообществ достаточно широка.

– Префекты регионов и департаментов, муниципальные советы могут принимать решения о строительстве и материально-техническом обеспечении соответственно лицеев, колледжей и начальных учебных заведений.

– Региональные советы – высшие органы власти в рамках местного самоуправления – исходя из потребностей региона в специалистах, разрабатывают планы работы учебных заведений и программы обучения (главным образом, в сфере среднего профессионального образования), которые передаются ректору.

– Регионы имеют возможность проводить собственную политику в области среднего профессионального образования в рамках общих направлений политики, задаваемых государством. Для этих целей существуют Региональные комитеты по проблемам среднего профессионального образования, продвижения по службе и занятости. Они составляют региональный план среднего профессионального образования. К его реализации подключаются государственные органы различных уровней, предприятия, профсоюзы и прочие заинтересованные стороны.

Полномочия местных органов власти в области образования постепенно расширяются, что связано с идущим во Франции процессом децентрализации. Этот процесс имеет объективный характер. В какой-то мере он является параллельным процессу евроинтеграции и глобализации, так как имеет общие с ними предпосылки и факторы, их обуславливающие. Среди последних, изменение функций государства в связи со вступлением в постиндустриальное общество, интенсификация общественной жизни, связанная с перманентной научно-технической революцией, складывание глобального рынка, на котором определяющую роль играют ТНК и т.д. Эти факторы вызывают необходимость в оптимизации властных структур, повышении эффективности исполнительной власти посредством разделения полномочий. Естественно, что система образования, будучи системообразующим социальным институтом, не осталась в стороне от этого процесса.

Процесс децентрализации начался во Франции с «закона Деферра» 1982 г. Основным содержанием этого процесса является передача властных полномочий центральных органов власти территориальным коллективам. Новый закон о децентрализации 2004 г. возложил дополнительные функции в сфере образования на местные органы власти. В частности, им были переданы функции самостоятельного определения школьных округов (ранее эту функцию осуществляли инспектора академий); набора, управления и содержания TOS (технический, рабочий и обслуживающий персонал учебных заведений). Также закон предполагает расширение полномочий территориальных коллективов в сфере профессионального образования, передачу в собственность регионов и департаментов зданий средних учебных заведений (начальные учебные учреждения находятся в собственности коммун). Таким образом, новый этап процесса децентрализации коснулся в основном средней школы.

Кроме того, в соответствии с законом о децентрализации 2003 г. между Министерством образования и территориальными сообществами были созданы посреднические структуры – Академические советы по национальному образованию (CAEN) и Территориальные советы по национальному образованию (CTEN). Эти советы носят консультативный характер. Они должны стимулировать активность территориальных сообществ в области образования, способствовать большей включенности местной власти в его проблемы. Таким образом, на практике меры по децентрализации оборачиваются усложнением структуры управления образованием.

Общую структуру распределения полномочий по уровням образования на 2004 г. можно представить в виде следующей таблицы.

Распределение полномочий между разными уровнями власти по уровням образования

Образовательная ступень

Базовый территориальный коллектив

Государство

Регион

департамент

коммуна

Высшее образование

Учебные планы, выдача дипломов, финансирование, кадровая политика, планирование развития вузов

Среднее профессиональное образование

Определение общих направлений политики в сфере проф. образования, содержание и организация учебного процесса, оплата труда преподавателей.

Строительство и содержание учебных заведений, региональная политика в области профессионального образования

Реализация политики в сфере проф. образования в соответствии с планом регионального развития

Среднее образование. Лицеи.

Содержание и организация учебного процесса, оплата труда преподавателей, поставка спец. Оборудования

Строительство и содержание лицеев, функциональные расходы, оплата труда TOS

Среднее образование. Колледжи

Строительство и содержание колледжей, функциональные расходы, оплата труда TOS

Функциональные расходы

Доначальное и начальное образование

Содержание и организация учебного процесса, оплата труда преподавателей

 

Строительство и содержание школ

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Понятие и методика тестового контроля
Метод тестирования имеет многолетние корни. В современном образовании он является одним из самых эффективных методов измерения учебных достижений учащихся. Ему посвящены многие работы исследователей. Данный метод активно используется и в практике педагогов, руководителей образовательных учреждений ...

Мотивация преподавательской деятельности
Понятие «мотив» часто используют для обозначения таких психологических явлений, как стремление, желание, замысел, боязнь и др., которые отражаются в человеке в виде готовности к деятельности, ведущей к определенной цели. Деятельность человека направляется множеством мотивов, совокупность и внутренн ...

Историография
Поставленная в настоящей работе проблема изучена в отечественной историографии недостаточно. Это связано с тем, что реформы высшей школы Франции в рамках Болонского процесса в настоящее время только разворачиваются, и они еще не успели стать объектом внимания исследователей. Собственно говоря, вним ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru