BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Организация администрации образовательной системы

Организация администрации образовательной системы

Страница 2

Управления Министерства образования призваны в соответствии со своим названием разрабатывать и осуществлять политику в вверенной им сфере. В настоящее время существует 13 управлений, в том числе управление высшим образованием (DES), управление школьным образованием, управление преподавательским составом, управление кадрами, управление финансами и др. Для нас наибольший интерес представляет деятельность управления высшим образованием. Это управление выполняет несколько функций:

– осуществляет контроль за выполнением финансовых обязательств Министерства перед вузами по контрактам;

– следит за тем, чтобы вузы не дублировали усилий друг друга по подготовке специалистов в региональном масштабе;

– предпринимает меры по улучшению жизни студентов и облегчению их трудоустройства;

– занимается обслуживанием недвижимости вузов, находящихся в ведении Министерства;

– реализует политику по развитию непрерывного образования.

Значительное влияние на политику Министерства образования оказывают консультативные органы Министерства. Среди последних нужно выделить высший Совет образования (CSE), высший Совет по образованию (HCE), национальный Совет по высшему образованию и научным исследованиям (CNESER), национальный Комитет по оценке (CNE), Конференцию президентов университетов (CPU), Конференцию Больших Школ (CGE).

Высший Совет образования представляет собой представительный орган всех заинтересованных сторон, имеющих отношение к системе образования: преподавателей, административного персонала учебных заведений, студентов, лицеистов, родителей учащихся, представителей территориальных коллективов, различных ассоциаций и экономических, социальных, культурных кругов. Он может давать свое заключение по всем вопросам, касающимся образования или воспитания, как может выносить заключения по поводу задач и функционирования общественной службы образования.

Национальный совет по высшему образованию и научным исследованиям (CNESER) является представительным органом академического сообщества. Его члены избираются из представителей академической среды, а именно из персонала и студентов вузов, находящихся в ведении Министерства образования. Также в его состав входят представители социальной, экономической и культурной среды. Как и Высший Совет образования, он осуществляет, главным образом, консультативные функции. В то же время, Министерство в обязательном порядке должно представлять ему проекты реформ высшей школы, общие направления контрактной политики Министерства и политики по распределению дотаций. Также CNESER имеет возможность предлагать меры по улучшению функционирования вузов и осуществлять экспертизу результатов оценки вузов, осуществляемой соответствующими национальными органами.

В 2005 г. был создан Высший Совет по образованию, состоящий из девяти экспертов, назначаемых Президентом Республики, Национальным Собранием, главой Сената и президентом экономического и национального совета. Этот орган пришел на смену Национальному совету по учебным программам (CNP). В его функции входит формулирование предложений министру образования по вопросам педагогики, содержания программ, моделей оценки знаний, организации образовательной системы и др. Ежегодно Совет представляет Президенту республики доклад о результатах, достигнутых образовательной системой.

Конференция президентов университетов (CPU) и Конференция Больших Школ (CGE) являются представительными организациями руководителей вузов двух секторов высшего образования. Конференции представляют собой своеобразные форумы, на которых обсуждаются проблемы высшей школы, а также налаживается межвузовское сотрудничество. Политика Министерства в области высшего образования во многом зависит от позиции этих организаций по тому или иному вопросу (прежде всего, CPU).

Наконец, еще одним важнейшим консультативным органом является Комитет по оценке высшего образования (CNE), созданный в 1985 г. на основании закона Савари. С 1989 г. он стал формально независим. В состав Комитета входят 25 постоянных членов, назначаемых на 4 года, и несколько десятков экспертов – французских и иностранных. Его задачей является регулярная (раз в четыре года) оценка высших учебных заведений, находящихся в ведении Министерства образования и, в некоторых случаях, в ведении других министерств. Как правило, оценка вуза длится около года. Объектами оценки являются результаты выполнения задач общественной службы высшего образования (первоначальное и непрерывное образование, исследования, международное сотрудничество, распространение культуры, научной и технической информации) и результаты выполнения контракта, заключаемого между вузом и государством. Комитет самостоятельно вырабатывает критерии оценки. Как правило, он принимает во внимание мнения экспертных групп, представляющих ту или иную дисциплину. При выработке критериев оценки профессионально ориентированного образования он прислушивается к мнению экспертов из социально-экономической среды. Итогом оценки становится публикация объемного доклада. На основании этого доклада, а также на основании оценок, выносимых некоторыми контролирующими органами (Генеральной Инспекцией по вопросам национального образования и научных исследований (IGAENR), Счетной палатой и др.) между вузом, государством и национальным Центром научных исследований (CNRS) заключается четырехлетний контракт, оговаривающий условия финансирования вуза и его обязательства.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Влияние семьи как социального института на формирование личности ребенка
Среди множества современных социальных институтов семья занимает одно из первых мест. Ее первостепенное влияние на ребенка нельзя отрицать, так как она закладывает фундамент будущей общественной жизни ребенка. Семья – это одна из ветвей воспитания подрастающего поколения, вторая – общественное. Сег ...

Раскрытие геометрического материала учащимся 1–4 классов
Геометрический материал достаточно равномерно распределён по урокам. Первая единица измерения, с которой знакомится первоклассник – сантиметр. Важным этапом в формировании представлений об отрезках является использование для этого модели одного сантиметра: узкую бумажную полоску длинной в 1 см., ку ...

Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы
В период обобщающего этапа опытно-экспериментальной работы (2004 – 2005 учебный год) в музыкально-ритмические занятия были включены все виды деятельности, которые мы рассмотрели, а также уделялось особое внимание формированию интонационной выразительности речи как условия развития творческого потен ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru