Конкурс включает два этапа – письменный и устный. Успешно прошедшие оба становятся «стажерами» и начинают получать жалование по ставке школьного учителя начальной квалификации. Те же, кто прошел только письменный, получают титул «допущенных» (admissible). Если и в следующий раз для них все закончится на этом этапе, двойное присвоение этого титула в дальнейшем дает им право на повышение зарплаты. Тем самым работа по подготовке к конкурсе не пропадает даром. На втором году обучения студенты IUFM проходят стажировку. По его завершению они распределяются по академиям и приступают к профессиональной деятельности.
Помимо различных категорий преподавателей в системе довузовского образования продолжают работать учителя (instituteurs) – выпускники прежде существовавших нормальных школ, хотя их доля неуклонно сокращается в связи их переквалификацией и выходом части из них на пенсию.
В высшей школе преподаватели набираются несколько иным способом. Университет, нуждающейся в преподавателе, будь то профессор университета (professeur des université) или лектор (maître de conférences), вводит в известность об этом Национальный совет по университетам (CNU). Этот Совет организует конкурс на замещение вакантной должности, к которому допускаются обладатели докторской степени (bac+8). Отличие должности профессора университета от должности лектора заключается в более высоких предъявляемых к ним требованиях, больших преподавательских возможностях, а также в более высоком окладе. Также в высшей школе могут работать преподаватели–агреже, временные преподаватели (personnels enseignants non-permanents) и исследователи (chercheurs).
Большая часть преподавателей государственных образовательных учреждений находится на государственной службе. Кадры системы образования составляют особый корпус государственных служащих, который делится на несколько рангов. Каждый ранг в свою очередь делится на эшелоны. Служебный ранг и эшелон, к которому относится преподаватель, определяет его место в административной иерархии и должностной оклад. Продвижение по службе осуществляется автоматически при достижении определенного стажа работы, а также по представлению руководства.
Считается, что французская система образования отличается высоким уровнем преподавательского состава. Тому способствует несколько факторов: строгость конкурсов, высокий уровень кандидатов на замещение вакантных должностей, постоянный процесс обучения французских преподавателей, высокая престижность профессии, возможность карьерного роста, который непосредственно сказывается на зарплате. Основные шаги по повышению качества преподавательского состава были сделаны в конце 1980-х – начале 1990-х гг., когда правительство проводило политику переоценки обществом карьеры преподавателя. В контексте данной политики были существенно повышены оклады преподавателей, что явилось не последним фактором, привлекшим талантливую молодежь в эту сферу.
Материалы по педагогике:
Разработка сценария родительского собрания в подготовительной
к школе группе на тему "Дошкольник готовится стать школьником"
Цель собрания: Актуализировать знания родителей по проблеме психологической готовности к школе. Форма проведения: групповая беседа с элементами дискуссии. Задачи собрания: Разговор за "круглым столом" о формировании готовности ребёнка к обучению в школе. Дать представление о понятии " ...
Влияние семьи как социального института на формирование личности ребенка
Среди множества современных социальных институтов семья занимает одно из первых мест. Ее первостепенное влияние на ребенка нельзя отрицать, так как она закладывает фундамент будущей общественной жизни ребенка. Семья – это одна из ветвей воспитания подрастающего поколения, вторая – общественное. Сег ...
Географическая площадка. Репродуктивный метод обучения географии
Географическая площадка - это лаборатория учителя географии под открытым небом. Работа на площадке развивает умение наблюдать происходящее явление или процесс. Для организации географической площадки нужен небольшой участок земли (10 *10; если место для класса - 21*12). Место для географической пло ...