BriefEducation
Образование: теория и практика » Творческое развитие детей младшего школьного возраста средствами социально-культурной деятельности » Основные подходы к диагностике творческих способностей

Основные подходы к диагностике творческих способностей

Страница 2

Дж. Гилфорд выделял следующие параметры креативности:

Способность к обнаружению и постановке проблем.

Способность к генерированию большого числа идей.

Гибкость - способность к генерированию разнообразных идей.

Оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно.

Способность усовершенствовать объект, добавляя детали.

Способность решать проблемы, т.е. к анализу и синтезу.

Существеннейшим отличием нового подхода к диагностике креативности было изучение последней как самостоятельного фактора, не сводимого к общей умственной одаренности. После работ Дж. Гилфорда различение интеллекта как общей способности к применению знаний и креативности как общей способности к их преобразованию стало общепринятым, а тестологическое изучение креативности выделилось в самостоятельную область психодиагностики.

Поль Торренс на основе теории дивергентного мышления Дж. Гилфорда, в рамках которой было провозглашено существование наряду с интеллектуальными творческих способностей и описано их психологическое содержание, профессор Торренс создал тест, который считается лучшим страндартизованным инструментом для измерения творческого (креативного) мышления в мировой психологической практике.

Двенадцать тестов творческой продуктивности Торранса сгруппированы в вербальную, изобразительную и звуковую батареи. Первая обозначается как вербальное творческое мышление, вторая - изобразительное творческое мышление, третья - словесно-звуковое творческое мышление. Тест позволяет оценить: вербальную креативность; образную креативность; отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам. Тест предназначен для диагностики креативности, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет). Усложненные варианты могут быть использованы и в других возрастных группах (до 17-20 лет). Главная задача, которую ставил перед собой Е. П. Торранс - получить модель творческих процессов, отражающую их природную сложность.

Как показала экспериментальная практика, тест информативен и позволяет решать различные задачи, в том числе и в сфере диагностики художественно-творческих способностей. Тест творческого мышления Е. П. Торранса предполагает возможность различных вариантов и модификаций. В послед­нее время появилось множество различных адаптированных модификаций данного теста (А. М. Матюшкин, Н. В. Шумакова, Е. И. Шелбанова, Н. П. Щербо, В. Н. Козленке, Е. Е. Туник, А. Э. Симановский, Т. А. Барышева).

Для тестирования креативности используется и тест RAT С.Медника он видит процесс дивергентного мышления следующим образом. Есть проблема, и мыслительный поиск следует в разных направлениях семантического пространства, отталкиваясь от ее содержания. Дивергентное мышление - боковое периферические мышление, мышление «около проблемы». По мнению С. Медника, чем из более отдаленных взяты элементы проблемы, тем более креативным является процесс решения. Поэтому суть творчества состоит не в особенностях мыслительной операции, а в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза. Такое мышление меньше ограничено заданными фактами, допускает изменение путей решения проблемы и приводит к неожиданным результатам. Адаптированные модификации этого теста созданы Т.В.Галкиной и Л.Г.Алексеевой.

Богоявленская Д.Б. выделив "единицу анализа творчества", разработала экспериментальный диагностический метод - "Креативное поле" (1969), позволяющий определять творческие способности и исследовать механизм "спонтанных" открытий. Метод представлен рядом конкретных методик и их возрастных модификаций. Реализуя двухуровневую модель эксперимента, он позволяет проследить развитие деятельности за пределами решения исходной задачи и, как результат этого развития ("самодвижения деятельности" и "познавательной самодеятельности"), фиксировать выход в область "непредзаданного", что и определяет творческий статус данного феномена. Валидность метода была экспериментально доказана на выборке, включающей более 7000 испытуемых разного возраста (от 5 лет) и профессий.

Шкала “Фантазия”, разработанная Г.С. Альтшуллером для оценки наличия фантастических идей и позволяющей, таким образом, оценивать уровень воображения, принципиально отличается от многих других теорий и технологий развития творческих способностей тем, что содержит инструменты для формирования управляемого воображения, творческого, "ТРИЗовского" мышления. (шкала адаптирована к младшему школьному возрасту М.С. Гафитулиным, Т.А. Сидорчук).

В нашем исследовании для диагностики творческих способностей нами были использованы тесты П.Торренса, (ТТСТ) фигурная форма А и методы диагностики воображения.

Почти все теории творческой деятельности подчеркивают важную роль, которую играют в творчестве эмоциональные факторы, физическое самочувствие испытуемых, психологический климат в группе и т. д. Иногда влияние этих факторов сказывается даже сильнее, чем влияние интеллектуальных компонентов творчества. Кроме того, показатели творческих способностей чувствительны к ситуациям развивающего обучения. Другим важным фактором, влияющим на надежность теста, является мотивация испытуемых при выполнении заданий, поскольку любой вид творчества требует больших энергетических затрат. Необходимо поддерживать интерес детей в течение всего времени диагностики.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Требования к организации повторения
Чтобы обеспечить прочность знаний и навыков, приобретаемых учащимися в процессе изучения математики, нужно правильно организовать повторение, т. е. возвращение к уже пройденному материалу, преследуя две цели, а именно: окончательную доработку программного материала, его, так сказать, отшлифовку, и ...

Методы оценки физиологических функций
Для оценки физиологических функций применялись измерения артериального давления (АД) и частоты сердечных сокращений(ЧСС) до и после занятий плаванием. Для этого применялся электронный тонометр на запястье. Ребенок садился на стул, опираясь на спинку стула, ноги не скрещены, на запястье одевался тон ...

Из опыта работы педагогического колледжа №1 города Москвы
С.А. Мухина, А.А.Соловьёва отмечают, что МАО отличаются нетрадиционной технологией учебного процесса: - активизируют мышление, и эта активность остается надолго, вынуждает в силу учебной ситуации самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные р ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru