BriefEducation
Образование: теория и практика » Творческое развитие детей младшего школьного возраста средствами социально-культурной деятельности » Основные подходы к диагностике творческих способностей

Основные подходы к диагностике творческих способностей

Страница 1

Основными исследовательскими методами являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение и эксперимент применяются во многих других науках, и поэтому их можно считать общенаучными. Кроме этих методов используются и другие методы, которые специфичны для социальных наук, в том числе для психологии и педагогики, и позволяют конкретизировать и реализовать в соответствии с задачами исследования требования методологических положений. Это следующие исследовательские методы: метод беседы, метод изучения процесса и продуктов деятельности, метод анкетирования, метод тестирования, оценивания и др.

Существует два основных типа методов диагностики творческих способностей:

Малоформализованные методы изучения и диагностики такие как - наблюдение, беседа, анализ результатов творческой деятельности и подобные.

Строгоформализованные методы - тесты. По форме тесты могут быть индивидуальные и групповые; устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные (практические).

Цели диагностики творческих способностей:

Определение исходного уровня творческих способностей

Коррекция проводимых занятий

Выявление наиболее одаренных детей;

Определение структуры способностей.

Технология диагностики должна включать:

Методики, позволяющие оценить уровень сформированности определенных качеств мышления у целой группы людей в ограниченные сроки (определение исходного уровня способностей, коррекция проводимых курсов) - стандартизированные количественные тесты.

Индивидуализированные качественные методы, позволяющие определить структуру способностей конкретного человека, выделить группу одаренных детей.

Для 1-й группы методов существуют определенные параметры, которым должны соответствовать разработанные тесты. Это валидность (соответствие теста измеряемому признаку), надежность (защита от случайности), репрезентативность (то, насколько выборка стандартизации позволяет применять тест на широкой популяции).

Для 2-й группы методов необходимо определить условия, в которых можно обеспечить максимально индивидуальный подход в исследовании развития творческих способностей. Это такие условия, как:

неограниченное время выполнения заданий;

индивидуальный подход в оценке результатов;

минимальное влияние соревновательности при проведении диагностики;

Желательно, чтобы исследования творческих способностей проводилось в обычной жизненной ситуации, когда испытуемый может иметь свободный доступ к дополнительной информации по предмету заданий. Методы диагностики творческих способностей должны учитывать возрастные особенности испытуемых.

Вопросами диагностики творческих способностей занимались и занимаются как зарубежные так и отечественные ученые. Долгие годы изучались, создавались и совершенствовались методики позволяющие выявлять и изучать как творческие, так и умственные способности. Выделились два основных направления - исследование творческих способностей с помощью проблемных задач (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, М.И. Махмутов, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская и др.) и тестирование (А. Бинэ, Л. Терстон, Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс и др.)

Для оценки креативности разработаны специальные тесты, наиболее известные из которых - тесты Гилфорда, Торранса, Медника и их модификации.

Началом разработки строгоформализованных методов диагностики креативности, основанных на использовании стандартизованных тестов для изучения творческого потенциала человека принято считать работы Дж. Гилфорда который, в начале 50-х годов, разработал категории конвергентного и дивергентного мышления и выделил 16 познавательных характеристик креативности. Внимание к тем качествам человека, которые не оцениваются с помощью интеллектуальных тестов:

Быстрота – способность высказывать максимальное количество идеи в определенный отрезок времени. Причем, в данном случае, важно не их качество, а их количество.

Гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей.

Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи. Она может также проявляться в ответах, не совпадающих с общепринятыми.

Точность - законченность, способность совершенствовать или придавать, завершенный вид своим мыслям.

По теории Дж. Гилфорда - конвергентное мышление приводит к единственно правильному, обусловленному данными фактами, решению, а дивергентное - «есть тип мышления, идущего в различных направлениях» Это мышление допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Дж. Гилфорд считал операцию дивергенции, наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности. Дивергентное мышление опирается на воображение. Оно предполагает, что на один вопрос может быть несколько ответов. Что и является условием порождения оригинальных идей и самовыражения личности.

В последствии предпринимались и другие попытки дать определение дивергентному мышлению, но они внесли мало нового в то его пониманию, которое было предложено Дж. Гилфордом.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Специфика работы над грамматическим материалом на уроках на старшей ступени обучения
Еще один важный вопрос, связанный с уроком на старшей ступени. Он касается специфики работы над грамматическим материалом рецептивного плана. Если в восьмом и девятом классах учащиеся проходят новый для них грамматический материал, то в десятом классе систематизируется пройденное ранее. Поэтому цел ...

Активные методы обучения в подготовке специалистов дошкольного образования в системе профессиональной подготовки
Каждая форма организации учебных занятий имеет свою специфическую форму внешне выраженного взаимодействия её участников. Рассмотрим её через призму всего многообразия методов обучения, используемых в сфере среднего профессионального образования. Как известно, обучение представляет собой процесс дву ...

Открытость школы как условие подготовки старшеклассников к военной службе
Реализация идеи открытости школы как одного из ведущих принципов реформы школы начала 90-х годов опирается на результаты исследования среды. В диссертации Т.В. Менг показано, что представления о среде как факторе воспитания развивались в отечественной педагогике следующим образом: в 20-40 гг. среда ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru