Методисты предлагают использовать образ человека на занятиях по рисованию. Рекомендуется использовать образ человека в рисовании матрешки, снегурочки, куклы, персонажа сказки. Здесь детей знакомят с фигурой человека, пропорциями тела, строением. Происходит постепенное усложнение изображаемого, соотнесение с пропорциями и строением тела человека, добавление деталей, отличающих девочку и мальчика. Так обращаясь к персонажу сказки, указывается, что это может быть и Алёнушка и мальчик с пальчик, что все они люди. Выясняется что у них общего( у кукол есть голова, туловище, руки, ноги) и что различного, в чем заключается эти различия (различная одежда, у мальчика – штаны с рубашкой, а у девочки –платье) обращается особое внимание на части тела, пропорции: от куда начинается рука, какой она длинны, сколько места занимает платье, кофточка, штанишки и ноги.
Так формируются не только изобразительные навыки, но представления о человеке как существе биологическом, а так же гендерные представления.
Затем происходит постепенное уточнение представлений детей о физиологическом строении человека, так, если раньше дети рисовали человека с круглой головой, а платье или шубу слитно, то теперь голова делается овальной, туловище членится на верхнюю и нижнюю части.
Затем уточняются представления детей о пропорциях лица человека, и предлагается рисование портретов.
Постепенно от уточнения строения тела работа переходит к формированию социальных представлений детей.
С точки зрения Н.П. Сакулиной, Т.С. Комарова именно в подготовительной группе дети проявляют большой интерес к труду взрослых, предполагается проведение занятий по формированию представлений о разных профессиях людей, детям предлагается нарисовать, кем бы они хотели стать. Здесь уже так же решается задача передачи движений фигуры человека, связанные с его работой. Но в детских рисунках ещё часты нарушения отношений при изображении ног до колена и ниже, верхней и нижней части рук. Теперь детям уже становятся доступными передача изображений сказочных персонажей и сцены жизни.
Так при постепенном обогащении опыта ребенка, накоплении знаний о человеке как существе биологическом и социальном формируется образ человека в рисунках детей. Рисунок помогает ребёнку в более доступной форме сформировать знания. Так последовательно, с накоплением представлений ребенка, идет и отображение этих представлений, в рисунках детей. Начиная с биологического (дети рисуют человека, его части тела, пропорции, знакомятся со строение человека), затем познают социальную сущность человека (познаются гендерные особенности (возраст, пол), семейные отношения, отношение к различным расам, знакомство с деятельностью людей, их работой). Всё это непосредственно отражается по мере накопления опыта в рисунках детей.
Т.о методики рисования соответствуют уже имеющимся представлениям и позволяют ещё глубже и больше обогатить представления детей и сформировать образ человека.
Так в программе воспитания и обучения М.А. Васильевой в разделе изобразительная деятельность не ставятся задачи непосредственно связанные с формированием образа человека в рисунках детей, лишь только косвенно касаются их. В методических рекомендациях к данной программе также не в достаточной мере раскрыто содержание по формированию образа человека. Отмечается лишь то, что дети рисуют сказочных героев (Иван-царевич) больше же внимание уделяется техническим навыкам рисования. Отмечается так же, что взрослый должен поощрять внесение дополнений в уже созданные образы. Указывается на необходимость закрепления умений передать форму основной и дополнительных частей, их пропорции, изображать более сложные, чем ранее, позы и движения человека.
Материалы по педагогике:
Старший дошкольный возраст как сенситивный период развития
связной речи ребенка
В отечественной методике развития речи изучением развития речи в старшем дошкольном возрасте занимались Е.И. Тихеева, О.И. Соловьева, М.М. Конина. В целом, содержание работы по развитию связной речи в старшем дошкольном возрасте, прежде всего, определяется тем, что у ребенка к концу дошкольного дет ...
Примерные варианты контрольных работ для 1 класса по трудовому обучению
1. Составление композиции по образцу «Тюльпан» в технике аппликации с использованием разметки симметричных деталей по шаблону. Проверяемые ЗУН: Разметка детали на изнаночной стороне Умение размечать симметричную деталь по половинке шаблона Умение использовать различные виды обработки материала по к ...
Возможности использования зарубежного опыта в
отечественной практике
Условия экономической неопределенности все настойчивее требуют от высшей школы подготовки специалистов, отвечающих так называемому евростандарту, то есть, владеющих тем набором качеств и свойств, которым придается особое значение при подготовке инженеров в странах Европейского сообщества. Помимо пр ...