Перфекционизм. Это стремление доводить результаты любой своей деятельности до их соответствия самым высоким требованиям, эталонам. Внутренняя потребность в совершенстве продуктов собственной деятельности характерна для одаренных детей уже на самых ранних возрастных этапах. Эти дети не удовлетворяются, не достигнув максимально высокого уровня. Высоким личным стандартам часто сопутствует чувство неудовлетворенности, которое может негативно сказаться на формировании Я-концепции.
Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка. Нарушения в поведении одаренных детей могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
Эгоцентризм. Одаренные дети, так же как и их “нормальные” сверстники, часто не понимают, что окружающие в большинстве своем существенно отличаются от них и в мыслях, и в желаниях, и в поступках. Многие исследователи отмечают высокую степень выраженности эгоцентризма у одаренных детей, объясняя это тем, что, чем лучше знаешь что-либо, тем больше шансов в связи со своим знанием вести себя эгоцентрически.
Однако эгоцентризм, как всякое сложное личностное свойство, нельзя рассматривать упрощенно, одномерно. При внимательном, глубоком изучении выявляется, что в одних сферах данное свойство проявляется у одаренного ребенка ярче, чем у “нормального”, в других, наоборот, - выражено меньше.
Познавательный эгоцентризм, проявляемый в познавательной сфере, обычно так и именуется. Данный вид эгоцентризма наиболее характерен для одаренных детей как дошкольного, так и младшего школьного возрастов. Одаренные дети практически не способны понять, как то, что просто и понятно для них самих, не могут постичь окружающие. Данный вид эгоцентризма отличается устойчивостью и в значительной мере сохраняется в дальнейшем.
Моральный эгоцентризм. Одаренному ребенку, так же как и “нормальному” сверстнику, бывает нелегко выявить основания моральных действий и поступков других людей. Однако в этом плане одаренный ребенок часто обнаруживает превосходство над сверстниками. Более высокий уровень умственного развития, способность улавливать причинно-следственные связи, глубже и тоньше воспринимать происходящее – все это создает хорошую базу для понимания мотивов поведения других людей. Поэтому моральный эгоцентризм свойствен одаренному ребенку в меньшей степени, чем “нормальным” детям, преодолевается он легче.
Коммуникативный эгоцентризм. В большинстве случаев маленький ребенок в своей речи не пытается поставить себя на место слушающего. Но одаренные дети легче и быстрее справляются с этими проблемами, чем “нормальные”. Таким образом, коммуникативный эгоцентризм характерен для них в меньшей степени, чем для их обычных сверстников.
Лидерство. В общении со сверстниками одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль руководителя и организатора групповых игр и дел. Основная причина склонности одаренного ребенка к командованию сверстниками - его интеллектуальное превосходство над ними, гибкость и быстрота его мышления. он лучше других представляет себе наиболее эффективный характер игровых действий, прогнозирует возможные ошибки и несоответствия игрового поведения участников и, стремясь предупредить их, берет на себя ответственность - роль лидера.
Это отчетливо проявляется в старшем дошкольном возрасте. Часть одаренных младших школьников перестает интересоваться коллективными играми, предпочитая им индивидуальные игры и занятия. Основные причины: полученный ранее негативный опыт общения со сверстниками в коллективных играх; особенности характера (темперамента), следствием которых является не стремление утвердится в роли лидера, а интерес к определенной деятельности, выраженный в увлеченности углубленной, интеллектуальной работой, самодостаточность.
Материалы по педагогике:
Основные подходы к диагностике
творческих способностей
Основными исследовательскими методами являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение и эксперимент применяются во многих других науках, и поэтому их можно считать общенаучными. Кроме этих методов используются и другие методы, которые специфичны для социальных наук, в том числе для психологии и педаг ...
Вопросы методики изучения
элементов наглядной геометрии
Особое содержание геометрического материала, включенного в программу и реализованного в системе тщательно отобранных задач, направлено на формирование достаточно полной системы геометрических представлений (включающей образы геометрических фигур, их элементов, отношений между фигурами, их элементам ...
Заведующий ДОУ как специалист по социальной работе
Заведующий детским дошкольным учреждением должна проводить планомерную психолого-педагогическую работу с родителями с целью создания единого образовательного пространства и повышения педагогической компетенции семьи. Говоря о конкретном объекте исследования – семье, можно отметить, что члены семьи ...