Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста в условиях специального детского сада требует всестороннего изучения их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального окружения.
При изучении детей дошкольного возраста должны быть учтены следующие принципы: онтогенетический, этиопатогенетический (учет симптоматики речевой аномалии), деятельностный (учет ведущей возрастной деятельности), взаимосвязь речевого и общего психического развития.
В процессе изучения логопед должен выявить объем речевых навыков у ребенка с речевой аномалией, сопоставить его с возрастными нормативами, а также с уровнем психического развития, определить соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой активности и других видов психической деятельности.
При выявлении речевых дефектов необходимо проанализировать взаимодействие между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя. Не менее важно также определить соотношение развития экспрессивной и импрессивной речи ребенка; выявить компенсаторную роль сохранных звеньев речевой функции; сопоставить уровень развития языковых средств с их актуальным использованием в речевом общении.
Важно также выявить факты, характеризующие поведение ребенка на занятиях, устойчивость и целенаправленность внимания, его интересы и склонности.
Непосредственному обследованию речи предшествует проверка интеллектуальных возможностей. Наиболее эффективными для обследования интеллектуального развития являются следующие приемы:
проверка счетных операций, особенностей конструктивной деятельности,
умения классифицировать предметы и делать простейшие логические обобщения.
При выполнении этих видов деятельности учитываются интерес, устойчивость внимания ребенка, критичность в оценке результатов работы. Для детей с значительными нарушениями интеллектуального развития характерно: частое отвлечение на другой объект, уход от решения поставленной задачи, стереотипность действий, некритичность в оценке результатов.
Необходимо учитывать, насколько существенной оказывается помощь логопеда, способен ли ребенок использовать приемы, отработанные с логопедом, при выполнении аналогичных заданий на другом материале. При анализе различных заданий учитывается не только результат, но и способы их выполнения.
1. При обследовании счета и счетных операций следует ориентироваться на программные требования массового детского сада соответствующей или младшей возрастной группы.
2. При изучении конструктивной деятельности интеллектуальные возможности ребенка можно определить, предлагая ему пирамиды, матрешки (4—6—8-составные), складывающиеся кубики и другие разборные игрушки. При этом проверяется умение разбирать и собирать их, сравнивать предметы (и их части) по величине и форме, производить отбор нужных частей в определенной последовательности, делать простейшие обобщения.
3. Для этих же целей с успехом используются и такие задания, как «почтовый ящик», «разрезные картинки», «четвертый лишний». С их помощью у детей проверяется, насколько развиты произвольное внимание, мышление, логическое обобщение, наблюдательность, умение соотнести объемную и плоскостную форму.
В процессе обследования необходимо проверить, как сформированы у ребенка пространственные представления, восприятие целого предмета и выделение отдельных его частей, умение соотносить часть и целое, определить место той или иной части, подобрать недостающую, собрать из частей целое.
Для выявления уровня обобщения, умения сопоставлять предметы и их свойства, определять назначение предметов используется прием классификации предметов и исключения лишней картинки с изображением предмета, не относящегося к данной категории («Четвертый лишний»). Кроме того, с ребенком проводится беседа. Ее цель — выявить его общий кругозор, возможности связного высказывания. В ходе беседы логопед отмечает, какими ответами пользуется ребенок: однословными или фразовыми, насколько они развернуты, правильны ли по содержанию, как он оформляет отдельные слова и предложения (грамматически и фонетически); при выявлении особенностей речевого недоразвития дошкольников в процессе беседы большое внимание уделяется их самостоятельным высказываниям, так как в данном случае ослабляется контроль над речью.
Учитывая своеобразие и некоторое отставание в развитии неречевых процессов у изучаемых детей целесообразно соотнести уровень выполнения заданий по названным видам деятельности с программными требованиями как соответствующей, так и ниже стоящей возрастной группы. Воспитатель может выборочно использовать основные разделы программы массового детского сада, акцентируя свое внимание как на результатах, так и на способах выполнения. В результате должно сложиться представление о дефекте каждого ребенка как со стороны речевой, познавательной деятельности, так и сенсомоторного развития, а также обоснование для планирования коррекционных занятий .
Материалы по педагогике:
Индивидуальный подход к учащимся как условие организации психологической
поддержки
Как известно, в педагогическом процессе для успешного обучения важен индивидуальный подход к каждому ученику. Особенно важен такой подход при подготовке учащихся к подготовке к ЕГЭ. Чибисова М.Ю. делит детей на астенических, гипертимных и «застревающих» детей и дает им краткую психологическую харак ...
Анализ методических особенностей изложения темы «Площадь» в различных учебниках
геометрии
Существует много различных учебных пособий по геометрии для учащихся в школах. В перечне учебных изданий для общеобразовательных учреждений на 2004/2005 учебный год Министерством образования Российской Федерации были утверждены следующие учебные пособия по геометрии для учащихся основной школы: Але ...
Задачи информационного обеспечения в системе
преподаватель-обучаемые-администрация
При дистанционной организации процесса обучения преподаватели, студенты и администрация учебного заведения разнесены в пространстве, а иногда и во времени, поэтому для успешного функционирования учебного процесса необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи: • обеспечить своевременную доставк ...