Выше мы так или иначе давали характеристику особенностей личностно-ориентированного обучения. В настоящей части работы эти характеристики собраны воедино и для четкого обозначения его специфики изложены в тезисной форме.
1. Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) - это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
В педагогических работах, посвященных вопросам такого рода обучения, оно обычно противопоставляется традиционному, ориентированному на получение в обучении человека, рассматриваемого как набор определенных социальных функций и "реализатора" определенных моделей поведения, зафиксированных в социальном заказе школе.
2. ЛОО - это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не "учет", а "включение" его собственно личностных функций или востребование его субъектного опыта.
Описывая содержание субъектного опыта, И.С. Якиманская включает в него " . I) предметы, представления, понятия;
2) операции, приемы, правила выполнения действий (умственных и практических);
3) эмоциональные коды (личностные смыслы, установки, стереотипы.
Понятие личностных функций" введено в педагогику В.В. Сериковым, который определяет их следующим образом: "Личностные функции - это в данном случае не характерен логические качества ее (последние, кроме некоторых, так называемых общечеловеческих, у людей могут и должны быть Разными), а те проявления, которые, собственно, и реализуют социальный заказ "быть личностью".
В качестве таковых функций выделим следующие: мотивации ., опосредования ., коллизии ., критики ., рефлексии ., смыслотворчества ., ориентации . ., обеспечения автономности и устойчивости внутреннего мира ., творчески преобразующая ., самореализации ., обеспечения уровня духовности жизнедеятельности .".
В самом общем виде содержание названных функций осмысляется автором следующим образом:
А. мотивирующая - чтобы принимали и обосновывали свою деятельность.
Б. опосредующая - личность опосредует внешние воздействия и внутренние импульсы поведения; личность и изнутри не все "выпускает", сдерживает, придает социальную форму.
В. коллизийная - личность не приемлет полной гармонии, нормальная, развитая личность ищет противоречий.
Г. критическая - личность критична ко всяким предлагаемым средствам, то, что навязывается, всегда вызывает протест.
Д. рефлексивная - конструирование и удержание в сознании стабильного образа "Я".
Е. смыслотворческая - личность постоянно уточняет, выверяет иерархию смыслов. Чем чаще задумывается, зачем живет, тем больше развита.
Ж. ориентирующая - построение личностно - ориентированной картины мира, индивидуального мировоззрения.
3. обеспечение автономности и устойчивости внутреннего мира.
И. творчески-преобразующая творчество - форма существования личности. Вне творческой деятельности очень мало личности, любой деятельности личность придает творческий характер.
К, самореализующая - стремление обеспечить признание своего "Я" окружающими.
Материалы по педагогике:
Проектное обоснование
программы « Мир сказок »
Программа «Мир сказок» была разработана и апробирована в керамической студии гимназии № 6 г. Солнечногорска. Керамика является одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства с глубокими национальными корнями, формирующих эстетический и этический вкус ребенка, а также развивающих чувс ...
Анализ методических особенностей изложения темы «Площадь» в различных учебниках
геометрии
Существует много различных учебных пособий по геометрии для учащихся в школах. В перечне учебных изданий для общеобразовательных учреждений на 2004/2005 учебный год Министерством образования Российской Федерации были утверждены следующие учебные пособия по геометрии для учащихся основной школы: Але ...
Мотивация учебной деятельности
Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив – это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий. Теперь рассмотрим ч ...