При выборе того или иного метода необходимо учитывать такие важные факторы, как:
1. Методическая, теоретическая, психологическая подготовка учителя.
2. Общий уровень подготовки класса, количество неуспевающих, состояние дисциплины.
3. Материал урока.
Классификацию методов можно найти в трудах Ю.К. Бабанского, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, М.Н. Скаткина, В.В. Краевского и др. Из них следует, что наиболее распространенными методами обучения истории являются:
репродуктивный;
проблемный;
учебно-исследовательский.
Репродуктивный метод наиболее распространен в учебном процессе общеобразовательной школы и заключается в передаче "готовых" знаний от учителя ученику. При этом главным на подобном уроке является слово учителя, и основной упор направлен на развитие памяти, а не мышления ученика. Активная самостоятельная работа учащихся сведена к минимуму. На этих уроках ответы учащихся зачастую являются односложными, сводятся к пересказу, что свидетельствует о неумении анализировать материал, эффективно использовать его при выполнении различных заданий.
Означает ли это, что репродуктивный метод изжил себя и не может быть применен на современном уроке истории? Конечно же, нет.
Учебная деятельность не будет плодотворной, если проводить уроки шаблонно, по одному, раз и навсегда выбранному методу. Лишь сочетанием разных методов можно достичь успеха. Повторюсь: репродуктивное обучение развивает у детей память, позволяет быстро запомнить необходимые понятия и термины. Однако по сравнению с проблемным или учебно-исследовательским методами, приучающими к анализу, репродуктивный дает школьникам минимальный уровень усвоения материала. Но если учитель работает в классе с преобладанием слабоуспевающих учеников, наиболее эффективно использовать именно репродуктивный метод, так как в таком классе дети еще не готовы к самостоятельным формам работы.
Репродуктивный метод исторически связан с традиционной европейской школьной системой и оформился еще в Средневековье. Русское дореволюционное гимназическое образование также базировалось на данном методе.
Репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения вычленяются, прежде всего, на основе оценки степени творческой активности обучаемых в познании новых понятий, явлений и законов. Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой преподавателем или другим источником информации. Применение этих методов невозможно без использования словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения, которые являются как бы материальной основой этих методов.
Аналогичным образом строится лекция, в которой излагаются слушателям определенные научные сведения, делаются соответствующие записи, фиксируемые слушателями в виде кратких конспектов. Репродуктивно организованная беседа проводится таким образом, что преподаватель в ходе нее опирается на известные обучаемым факты, на ранее полученные знания. Задачи обсуждения каких-либо гипотез, предположений не ставится.
Наглядность при репродуктивном методе обучения также применяется в целях лучшего и более активного усвоения и запоминания информации. Примером наглядности, например, являются используемые в опыте преподавателя В.Ф. Шаталова и М.С. Винокур опорные конспекты. В них последовательно отображены особенно яркие, активизирующие запоминание материала цифры, слова и зарисовки.
Материалы по педагогике:
Исследование проблем формирования культурно-нравственных
ценностей учащихся УНПО
В данной главе приводится анализ авторитетных источников по проблеме культурно-нравственного воспитания учащихся (УНПО в частности) различных авторов, а также выводы, сделанные на основе этих работ. Идеи культурно-нравственного воспитания достаточно широко представлены в философско-педагогическом н ...
Применение стратегий педагогической поддержки в работе с
конкретными учащимися
Внедрение стратегий педагогической поддержки необходимо начинать с анализа конкретной группы учащихся. Провести оценки эмоционального состояния класса и по итогу сделать вывод о необходимости педагогической поддержки. Для оценки психо-эмоционального состояния конкретной группы учащихся можно исполь ...
Психолого-педагогический аспект формирования гуманных
отношений у дошкольников
Ни в одном источнике научной литературы не дается понятие "гуманные взаимоотношения" Психолог В.И. Помогаева, изучая вопрос понимания детьми старшего дошкольного возраста таких понятий, как доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость, справедливость, дала характеристику ...