BriefEducation
Образование: теория и практика » Реабилитационно-педагогическая среда образовательного учреждения и ее характеристики » Основные характеристики образовательной среды, обеспечивающие ее реабилитационные свойства

Основные характеристики образовательной среды, обеспечивающие ее реабилитационные свойства

Страница 1

Основные характеристики образовательной среды, обеспечивающие ее реабилитационные свойства, таким образом, можно первоначально представить свойством диалогичности.

Диалогичность - качество среды, характеризующееся взаимодействием всех субъектов образовательного процесса. Школа, являющаяся субъектом культуры, представляет возможности развития ребенка в многомерном диалогическом пространстве. При таком подходе речь идет о диалогическом взаимодействии ребенка и образовательной среды. В свою очередь, от активности и возможностей учащегося зависит то, как он воспримет возможности среды, и в какой степени сможет оказать на нее влияние.

Диалогическая образовательная среда открыта для изменений под влиянием запроса личности и общества на образование, а взаимодействие предполагает адекватность возможностей среды и личности. Так, возможности среды должны быть избыточными, только при этом условии возможен социо-психологический резонанс педагогической среды и личности учащегося и педагога.

Сложное взаимодействие, характер указанных процессов и явлений создают неповторимую коммуникативную среду отдельной школы как сплав универсального, типологического и индивидуально-универсального опыта.

Само диалогическое взаимодействие всех участников образовательного процесса способствует дальнейшему продвижению образовательной среды от моносубъектности к полисубъектности. В силу этого диалогичность является важным качеством образовательной среды для обеспечения ее действенности в реабилитационном аспекте.

Особенности само - и соорганизации школьного сообщества, складывающиеся на основе свободно саморазвивающихся взаимоотношений, создают особый нравственно-психологический, определенный стиль жизни школьного сообщества (детей педагогов, родителей) как "духовно-синергетического окружения" (И.В. Крупина) становящегося человека, характеризующийся высокой оптимистичностью. Особенно способствует этому активизация эстетического компонента школьной жизни во всех ее проявлениях, насыщенность эстетически выразительными элементами как материальной, так и не материальной составляющих образовательной среды. Это создает реальный культурный контекст саморазвития и взаимодействия детей и взрослых, педагогические процессы имеют культурное измерение, а школа функционирует как некая культурная среда (Н.Б. Крылова).

Большое значение для формирования реабилитационных характеристик образовательной среды имеет ее эстетическое наполнение, взаимосвязанное с диалогическими свойствами.

Художественно-эстетическая среда школы (Л.П. Печко) определяется как пространственно - временное содержательно-культурное поле, педагогически функционирующее, которое обладает определенным внешним, предметно-материальным и конструкционным обликом, имеющим эстетические характеристики, включая архитектурно - эстетическую организацию жизненного пространства школьников (архитектура школьного здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений и др.).

Особое значение все же для создания художественно - эстетической среды образовательного учреждения представляет эстетическая атмосфера, создаваемая активностью педагогов и учащихся, где сосуществуют различные эстетические и художественные формы взаимодействия коллективных, групповых и индивидуальных проявлений эстетического сознания личности.

Выступая как специфическая разновидность культурной среды, как идеальная, воображаемая модель, эстетико-педагогическая среда в школе являет собой синтез-образ неповторимого по характеру, уникально го окружения и атмосферы, культурно и эстетически развивающей личность ученика, обстановки на каждом уроке и в различных формах воспитательной и образовательной деятельности. Характеристики эстетических художественных объектов контекстов педагогического процесса, а также персональные личностно-индивидуальные свойства его субъектов определяют атмосферу школы.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Метод иллюстрации и демонстрации
Методы устного изложения нового материала учителем, как правило, сочетаются с применением средств наглядности. Вот почему в дидактике большую роль играет метод иллюстрации и демонстрации учебных пособий, который иногда называют еще иллюстративно-демонстрационным методом. Следовательно, сущность это ...

Закономерности роста словаря дошкольника
Характерное для детей раннего возраста "словотворчество" при нормальном ходе речевого развития также протекает с учетом основных закономерностей языка. Например, по аналогии со словами "водопроводчик", "электрик" и др. ребенок образует "новое" слово - "г ...

Особенности учебных пособий по математике для подготовительных классов
Учебное пособие «Математика» для подготовительных классов авторов Н. И. Касабуцкого, А. Т. Катасоновой, А. А. Столяра, Т. М. Чеботаревской состоит из четырех частей. Для первого полугодия предназначены часть первая («Сравнение предметов и множеств предметов, пространственные и временные представлен ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru