BriefEducation
Образование: теория и практика » Логопедическая работа по развитию голосовых возможностей у детей среднего дошкольного возраста, имеющих недоразвитие фонетической стороны речи » Логопедическая работа по развитию и коррекции голоса у детей

Логопедическая работа по развитию и коррекции голоса у детей

Страница 2

Ортофония - специальный метод лечения расстройств голосовой функции артикуляционными, дыхательными и голосовыми упражнениями. Цель ортофонического лечения - восстановление нарушенного автоматизма в работе гортани, в функциях дыхания и артикуляции. Основы этого метода были заложены еще в конце XIX в. Впоследствии советские фониатры и отоларингологи, логопеды, зарубежные специалисты углубили и расширили содержание этого метода.

Что же касается работ зарубежных специалистов, то Д.К. Вильсон предлагает свою методику коррекции нарушений голоса.

Она состоит из четырёх фаз.

В первой фазе «Введение в голосовую терапию» автор предлагает решить две основные задачи:

- проанализировать результаты вспомогательных исследований

- осуществить аудио и видеозаписи речи ребёнка

Ребенку объясняют сущность нарушений его голоса и обсуждают в общих чертах программу лечения. Заводят специальную голосовую тетрадь.

Во второй фазе «Анализ голоса» завершают тщательный анализ голоса ребенка. Для оценки голосовых характеристик и определения задач терапии применяют систему Баффало III, состоящую из 10 карт. Составляют расписание сеансов терапии и прогнозируют результаты.

Третья фаза «Изменение голосового поведения» включает тщательно продуманные мероприятия по лечению нарушений голоса. Перед проведением 10-ступенчатой терапии ребенку объясняют ее сущность. Сама терапия включает тренировку слухового восприятия и негативную практику. Обсуждают проявления различных форм перенапряжения голоса и осуществляют программу, направленную на их устранение или уменьшение. Целью каждой лечебной процедуры является изменение определенных характеристик голоса: улучшение ларингеального тона, ротового и носового резонанса, изменение громкости, высоты тона, темпа и разборчивости речи, а также просодических параметров речи. Необходимо постоянно подчеркивать достигнутые изменения голоса и речи и закреплять новые навыки общения.

И, наконец, четвёртая фаза «Постановка хорошего голоса» включает в себя использование специальных технических приемов. В этой фазе создают основу для правильного использования голоса, включающую уменьшение гипертензии и достижение сбалансированного мышечного тонуса; применяют специфические упражнения для повышения тонуса голоса. Тщательно следуя 10-ступенчатой схеме тренировки слухового восприятия, добиваются изменения голоса и формирования новых голосовых навыков.

Рассмотрим подробней методику восстановления голоса, которую предлагает нам наша соотечественница К.С. Алмазова. Курс логопедических занятий по восстановлению голоса состоит из двух этапов - подготовительного и восстановительного и включает психотерапию, артикуляционную, дыхательную, гимнастику и голосовые упражнения.

В подготовительном этапе логопедических занятий необходимо получить анамнестические сведения о ребенке, а также систематизировать и обобщить данные клинического, психолого-педагогического и логопедического обследования (организационный момент). Голос и речь ребенка записываются на магнитофоне, дыхание - на кимографе.

У детей с заболеваниями гортани часто выявлено астеническое состояние организма, изменения в строении функции нервно-мышечного аппарата гортани, нарушение эмоционально-волевой сферы, задержка речевого развития и длительное расстройство голосовой функции. Все эти сведения дают возможность вскрыть особенности развития ребенка, выработать пути и средства восстановительной работы, начальным звеном которой является психотерапия.

Одновременно с психотерапией проводится артикуляционная гимнастика. Как отмечалось, артикуляции придается важное значение в процессе фонации. Именно здесь оформляется тембр голоса, формируются гласные и согласные звуки. Кроме того, чем лучше и точнее артикуляция, тем целесообразнее и точнее функция голосовых складок. Цель артикуляционной гимнастики - выработать четкость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата и координированную его работу с органами дыхания и голосообразования. Необходимо, с одной стороны, освободить артикуляционные мышцы от напряженности, скованности или, наоборот, от вялости, слабости, паретичности.

Для снятия напряжения артикуляционного аппарата и повышения его тонуса применяется гигиенический массаж. Производится поглаживание кончиками пальцев:

а) от середины лба к вискам и вокруг глаз до переносицы,

б) от переносицы к околоушной впадине,

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Специфические задачи учебно-тренировочных занятий с детьми 13-15 лет
Результаты педагогического процесса в физическом воспитании и спорте находятся в прямой зависимости от качества учебно-воспитательной работы, осуществляемых на уроках и учебно-тренировочных занятиях. Задачи учебно-тренировочных занятий и уроков физкультуры по волейболу вытекают из основных положени ...

Поддержание оптимального уровня работоспособности в учебной деятельности
Работоспособность – способность организма развить максимальную энергию и, экономно расходуя её, достичь поставленной цели при её качественном выполнении. Это обеспечивается оптимальным состоянием физиологических систем и интегративной деятельности. Снижение работоспособности является характерным пр ...

Алкоголизм, наркомания и токсикомания как социальная проблема
Негативные явления, порождаемые потреблением спиртных напитков, таят в себе большую опасность для общества. Потребление алкоголя прежде всего дурно влияет на здоровье людей. Злоупотребление алкоголем способствует развитию соматических и психических заболеваний, и это есть одна из причин смертности ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru