Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала:
· эвристический прием - задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу;
· сократический прием - обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения;
· исследовательский прием - учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.
Приемы развития познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний.
· прием натурализации - выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций.
Использовать можно различные варианты оценки работы учащихся на уроке. Для того чтобы высокая познавательная активность сохранилась на уроке, нужно:
· компетентное и независимое жюри (преподаватель и учащиеся-консультанты из других групп).
· задания распределять самим учителем по правилам, иначе слабым ученикам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным - простые.
· оценивать деятельность группы и индивидуально каждого ученика.
· давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При этом могут проявлять себя учащиеся тихие, незаметные на фоне более активных.
Развитие познавательной деятельности можно проводить также на внеклассных мероприятиях .
Принципы развития познавательной деятельности учащихся.
При выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего, стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.
Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность учащегося не может, не сводится только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике и формируя, таким образом, новый образ профессиональной деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения и конечно же пополняется профессиональный багаж учащегося. Вот почему развитие учебно-познавательной деятельности в учебном процессе имеет столь важное значение.
Наряду с методами, существуют принципы развития познавательной деятельности учащихся. Их выбор, так же как и выбор методов обучения должен определяться с учетом особенностей учебного процесса.
Принцип проблемности является основополагающим. Суть его состоит в том, чтобы путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося, такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках преподавателя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Особенность применения этого принципа в том, что оно должно быть направлено на решение соответствующих специфических дидактических задач: разрушение неверных стереотипов, формирование прогрессивных убеждений, экономического мышления. Самое главное, что содержание проблемного материала должно подбираться с учетом интересов учащихся. Одной из главных задач обучения является формирование и совершенствование умений и навыков, в том числе умения применять новые знания.
Материалы по педагогике:
Эмпирическое исследование развития произвольного внимания у старшего
дошкольника средствами занимательного математического материала
Данная работа написана на основе экспериментальной работы, проводимой в ДОУ №19 «Солнышко» г. Кирово-Чепецка. Нами была предпринята попытка изложить исследования деятельности педагога-психолога по развитию произвольного внимания у старшего дошкольника посредством занимательного математического мате ...
Анализ притчи для детей «Притча о муравье и голубке»
Как вы думаете, почему с давних пор многие сказочники наделяли животных самыми разными чертами характера и качествами, свойственными лишь человеку? Скорее всего, это делалось для того, чтобы люди могли взглянуть на себя и на свои поступки со стороны, чтобы что-то понять и перенять, а чему-то и науч ...
Методические рекомендации по изучению темы
«Системы счисления»
Ученики, безусловно, знакомы с записью чисел как римскими, так и арабскими цифрами. Они привыкли видеть римские цифры в обозначении глав в книге, в указании столетий (XX в.) и в некоторых других нумерациях. Математические расчеты они всегда производили в арабской системе чисел. В данной теме учител ...