Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что если на уроках математики в начальной школе вести работу по обучению преобразованию задач, то это будет эффективным средством повышения общего уровня у школьников умения решать составные задачи.
Для доказательства выдвинутой гипотезы на базе школы № 24 был проведен психолого-педагогический эксперимент, цель которого: изучить специфические особенности и пути усовершенствования процесса обучения школьников решению составных задач.
Задачи экспериментальной части исследования:
- Рассмотрев известные, но мало применяемые на практике способы работы над составной задачей, включить их в практическую работу с детьми;
- Диагностировать уровень сформированности умения у детей младшего школьного возраста решать задачи;
- Систематизировать приемы работы над составной задачей, учитывая опыт учителей начальной школы.
- Апробировать на практике комплекс заданий, способствующих повышению уровня умения решать составные задачи различных видов на основе умений преобразования задач на уроках математики в начальной школе.
- Сделать выводы по проделанной работе и полученным результатам.
База для экспериментального исследования: учащиеся 2 «А» класса СОШ № 17 в количестве 18 человек.
Задачи констатирующего эксперимента:
- Выяснить с помощью срезовой контрольной работы уровень умения решать составные задачи каждого ученика;
- Выяснить с помощью контрольной работы умение детей преобразовывать задачи.
Перед проведением эксперимента во 2 «А» классе школы мы провели серию контрольных работ с целью выявления уровня умения решать составные задачи и умения преобразовывать решенные задачи.
Контрольная работа №1.
Первая контрольная работа состояла из 4 заданий, цель которых: выявить уровень умения учащихся решать задачи.
Результаты выполнения контрольных работ представлены в Приложении 9.
Анализ работ дал следующие результаты: 10 человек находятся на низком уровне, 6 человек – на среднем и 2 человека – на высшем. Наглядно это можно увидеть на графике .
Таким образом, необходимо отметить, что по итогам первой контрольной работы уровень умения решать задачи достаточно низок.
Контрольная работа №2.
Вторая контрольная работа проводилась с целью определения у учащихся наличия умения преобразовывать задачу. Контрольная работа позволила выяснить, что 7 учеников из 18 не смогли решить составную задачу, и только 3 ученика справились с заданием изменить вопрос задачи и решить её.
Таким образом, можно сделать вывод, что учащиеся данного класса испытывают трудности при решении составных задач. Это может быть вызвано недостаточным количеством их решения, отсутствием заданий на этапе работы после решения задачи. Поэтому в работе над задачами мы использовали такой вид заданий как их преобразование, что способствует лучшему пониманию связей между данными и искомым, и тем самым повышает уровень умения решать составные задачи.
Цель формирующего эксперимента:
- Подготовить и провести ряд уроков по математике с целью обучения детей преобразованию задач.
Многие авторы ведут свой разговор о различных методиках обучения решению составных задач, большинство выделяет основные этапы данной работы (Бантова М.А., Истомина И.Б., Царева С.Е. и т.д.). Много внимания уделяется этапам анализа текста, поиску и оформлению решения. Последний этап в работе над задачей – работа после решения задачи – в методической литературе встречается достаточно часто, авторами предлагаются различные виды упражнений на данном этапе. К сожалению учителя зачастую не используют подобные задания, а если и используют, то мало, причиной этому является недостаток учебного времени или отсутствие методики по данному вопросу.
Исследовав методическую литературу, прочитав труды многих авторов, мы установили то, что все методисты включают работу по преобразованию задач в этап работы над задачей после ее решения, но ни один методист не освещает вопрос о результатах применения методики обучения преобразованию задач. Это привело нас к тому, что мы решили изучить методику обучения преобразованию задач и реализовать ее на уроках математики в начальной школе с целью повышения уровня у школьников умения решать составные задачи различных видов.
Материалы по педагогике:
Содержание обучения произношению
Содержание обучения произношению включает в себя умения, знания и навыки, которыми должен овладеть ученик, чтобы достичь цели обучения. При обучении произношению эти компоненты представлены соответствующими правилами произношения и развертывания речевой цепочки и произносительными навыками. К языко ...
Сущность и понятие самообразования
На сегодняшний день нет необходимости убеждать преподавателей в важности разработки и внедрения в педагогическую практику более совершенных методик обучения, обеспечивающих повышение качества учебного процесса, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их умственных ...
Теоритические парадигмы исследований здоровья
Исследование проблем общественного здоровья ведется в современных странах включая Россию по следующим направлениям: скриннинговые исследования, изучающие влияние образа жизни на здоровье ;исследования факторов риска; исследование самосохранительного поведения. Коротко рассмотрим их результаты: Совр ...