Для наглядности представим результаты контрольного эксперимента в диаграммах (см. диаграммы 3,4,5).
Диаграмма 3 Сравнительная характеристика результатов констатирующего и контрольного эксперимента
Экспериментальная группа
Диаграмма 4 Сравнительная характеристика результатов констатирующего и контрольного эксперимента
Контрольная группа
Диаграмма 5 Сравнительная характеристика результатов контрольного эксперимента в экспериментальной и контрольной группах
Из данных диаграмм видно, что в экспериментальной группе после цикла занятий с применением нетрадиционных техник рисования, уровень эстетической воспитанности повысился, а в контрольной группе остался неизменным. Это говорит о том, что наша работа по формированию эстетических чувств у младших школьников с нарушением интеллекта средствами дидактической игры на уроках изобразительного искусства прошла успешно.
Дидактическая игра - это средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. В игре у детей развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы. Благодаря дидактическим играм возможно формирование эстетических чувств младших школьников с нарушением интеллекта.
Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы. Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения. Реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка с нарушением интеллекта в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту.
Анализируя литературу, мы сделали вывод, что дидактические игры являются действенным средством эстетического воспитания. Исследование показало, что интерес к играм у младших школьников с нарушением интеллекта довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания и обучения.
Мы предположили, что дидактическая игра является эффективным средством эстетического развития младших школьников с нарушением интеллекта.
Результаты констатирующего этапа исследования показали, что школьники с нарушением интеллекта из экспериментальной и контрольной групп имеют одинаково уровень развития эстетической воспитанности. Далее мы в течение месяца проводили формирующий эксперимент: включали дидактические игры в учебную деятельность на уроках изобразительного искусства. В результате контрольного измерения мы выяснили, что уровень эстетической воспитанности детей в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. Большинство детей из экспериментальной группы имеют средний и высокий уровень эстетической воспитанности. Уровень эстетической воспитанности младших школьников с нарушением интеллекта в контрольной группе не изменился.
Материалы по педагогике:
Метод круговой тренировки на уроках физической культуры
Издревле считается, что здоровье нации должно быть своего рода "визитной карточкой" государства, показателем его культуры и процветания, а здоровье индивидуума – критерием личной ответственности и самопознания. Педагоги должны понимать, что воспитание у детей потребности в здоровом образе ...
Особенности социально-педагогической
поддержки профессионального становления студентов из числа детей-сирот
Адаптация детей-сирот в вузе - это сложный многоуровневый процесс приспособления и утверждения личности в новых для нее условиях социальной среды на стадии самостоятельного жизнеустройства. Процесс адаптации в этот период времени направлен на формирование позитивной жизненной установки сироты в соц ...
Особенности развития процесса обобщения младших школьников
Процесс формирования обобщения проходит 3 стадии: 1. На первой стадии последовательно рассматриваются отдельные качества (свойства) различных предметов (явлений), определяется, чем они отличаются друг от друга; 2. На второй стадии происходит отбор качеств, общих для всех предметов; 3. На третьей ст ...