- Какое время года сейчас? (ответы учащихся)
- Послушайте стихотворение И. Бунина:
Зимним холодом пахнуло
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На поля, на сад пустынный
Первым снегом понесло…
- Ребята, что значит пурпур, пурпурный цвет.
(Обращение к словарику: пурпур – ярко – красный цвет).
III. Введение в тему урока.
- Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим картины, иллюстрации художников, изобразивших зиму, а потом вы сами попробуете создать рисунки на тему “Белоснежная зима”. Рассматривание картин.
- Картина Аркадия Пластова «Первый снег». Он любил писать картины про красавицу – зиму. Посмотрите, как удивительно нежно, эмоционально, правдиво она написана. Дети выбежали на крылечко, девочка радуется густым хлопьям снега, а мальчик немножко удивлен. Как быстро замело снегом все улицы, и на крышах домов уже лежат толстым слоем снежные шапки. Вспомните, какие чувства вы испытали, когда увидели первый снег?
- Сейчас вы увидите ещё картины и фотографии на тему зимы. Первые три картины написаны художником К. Жуковским. Будет звучать музыка композитора П.И. Чайковского “Времена года. Декабрь”. Полюбуйтесь этими картинами, порадуйтесь красотой русской зимы.
- Чтение стихотворения В. Фетисова:
Заготовила зима
Краски все для всех сама.
Полю – лучшие белила.
Зорям – алые чернила.
Всем деревьям – чистые блестки серебристые.
- Каких цветов на картинах больше: тёплых или холодных?
- Какие цвета относятся к тёплым, холодным? Если учащиеся затрудняются ответить, объясняю: тёплые – это красный цвет и его оттенки – жёлтый, оранжевый, бордовый. Холодный – это синий и его оттенки – голубой, фиолетовый.
- Сколько прекрасных стихотворений посвящено нашей красавице русской зиме!
- Ребята, вам захотелось нарисовать картину про белоснежную зиму?
- Но что такое: на столах нет ни кисточек, ни карандашей. Что же делать?
- Может, в этой шкатулке найдём ответ.
- Чок, чок, чок,
Перед нами сундучок,
Весь резной и расписной.
Сундучок, секрет открой!
- В шкатулке лежит записка:
«Это я, Тяпсус-Ляпсус! Я люблю делать всякие вредности. Я уверен, вам никак не найти выход из этого положения, раз у вас нет ни кисточек, ни карандашей! И всё вы нарисуете тяп-ляп. Пока!»
- Ребята, что нам делать? (Ответы учащихся).
- Выход есть! Мне хочется научить вас рисовать не так, как вы рисуете чаще всего: кисточками, красками, карандашами, а по – другому, нетрадиционным методом, то есть необычно. Сегодня я научу вас рисованию пальцами и мятой бумагой.
- Рисовать будем в перспективе.(Обращение к словарику: перспектива – это вид, видимая даль).То, что ближе к нам, рисуется крупнее и ниже на листе. То, что находится дальше, рисовать нужно выше на листе и меньшего размера.
- Пальцы используем вместо кисточки, можно рисовать точками, пятнышками, линиями стволы деревьев, кусты и т.д.
- Для изображения деревьев нужно смять небольшой лист бумаги и придать ему такую форму, чтобы было удобно держать, набрать на него краску и осторожно примакивая, нарисовать сначала крону одного дерева, затем другого. Деревья получаются лёгкими, ажурными, как будто в инее.
Материалы по педагогике:
Специфика работы над грамматическим материалом на уроках на старшей ступени
обучения
Еще один важный вопрос, связанный с уроком на старшей ступени. Он касается специфики работы над грамматическим материалом рецептивного плана. Если в восьмом и девятом классах учащиеся проходят новый для них грамматический материал, то в десятом классе систематизируется пройденное ранее. Поэтому цел ...
Метод круговой тренировки на уроках физической культуры
Издревле считается, что здоровье нации должно быть своего рода "визитной карточкой" государства, показателем его культуры и процветания, а здоровье индивидуума – критерием личной ответственности и самопознания. Педагоги должны понимать, что воспитание у детей потребности в здоровом образе ...
Понятия депривации в психолого-педагогических исследованиях
На сегодняшний день серьезную озабоченность государственных органов и общества в целом вызывает рост числа семей и детей, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения, увеличение безнадзорности и беспризорности, преступности и нарк ...