В учебниках по литературному чтению «Родная речь», разработанных В.Г. Горецким, пословицы вынесены на форзац учебника, как материал, активизирующий внимание и умственную деятельность учащихся – о дружбе «птица сильна крыльями, а человек дружбой», «крепкую дружбу и водой не разольёшь»; о труде – «где труд, там и радость», «делу время, потехе час», «семь раз примерь, один отрежь»; о времени года – «мороз не велик, а стоять не велит», «весна красна цветами, а осень плодами».
Отдельно выведен раздел – «Устное народное творчество», где представлены пословицы по следующей тематической направленности – О Родине, о дружбе, об умении и трудолюбии, о лени и нерадивости, о природе, о матери, отце и детях, об учении и знании, о книге, о человеке и его качествах, о хлебе, о временах года. Пословицы можно встретить не только в разделе «Устное народное творчество», но и в других разделах книги, в вопросах и заданиях к пройденной теме.
Тщательно подобраны пословицы к текстам, которые отражают основную мысль произведения, например, рассказ А. Гайдара «Горячий камень» - «жизнь дана на добрые дела»; русская народная сказка «Зимовье» «друг за дружку держаться – ничего не бояться», «согласье крепче каменных стен», «дружный табун волка не боиться».
Такой подход помогает формированию такого важного навыка как умение применять пословицу в нужном месте в соответствии с определённой ситуацией. Прочитав пословицу, ребята объясняют, почему она подходит к произведению, учатся осмысливать содержание, также формируется умение использовать пословицы в разговорной речи.
В представленных учебниках используется приём нахождения пословиц в тексте художественных произведений и выяснения их назначения, например, сказка «Два Мороза» в учебнике по чтению для II класса заканчивается пословицей – «молод ты, брат, и глуп. Поживи с моё, так узнаешь, что топор лучше шубы греет».
Следует отметить, что в представленной линии пословица как жанр фольклора изучается во всех классах, и ей отводится значительное место в преподавании изучаемого предмета. От класса к классу расширяется круг чтения, повышается уровень начитанности. Пословицы введены во все темы чтения каждого класса как текст для чтения, сравнения и сопоставления, обогащения речи, развития логического мышления.
Таким образом, благодаря обобщённому характеру пословиц на уроках чтения в рамках данного учебника их можно использовать во всех классах, обучая искусству иносказания, иллюстрации своей мысли и обобщения её в краткой форме; развитию устной речи и воображения.
Материалы по педагогике:
Анализ базовых условий
обучения. Выбор способов формирования базовых знаний
В учебной практике существует несколько традиционных методов формирования знаний и умений учащихся, которые я представлю в своей работе: · рассказ; · объяснение; · краткое напоминание. Для анализа базовых знаний учащихся я применил такой метод контроля знаний, как устный опрос, так как это один из ...
Педагогические условия формирования гуманных
взаимоотношений
И. Кононова считает, что процесс формирования и развития гуманных проявлений в сюжетно-ролевой игре очень сложен и многогранен. Он требует от воспитателей постоянного контроля и руководства. В своих исследованиях автор определяет задачи по достижению определенных результатов в работе по формировани ...
Игры при изучении нового материала на уроках истории
Изучение нового материала – наиболее важная часть процесса обучения. В это время происходит восприятие и осмысление учебного материала. Изучение нового материала состоит из двух этапов: подготовки к изучению нового материала и собственного из изучения нового материала. Организация изучения нового м ...