Национальный проект не превратился в научно проработанную программу. Это произошло, вероятно, из-за нехватки времени, а также из-за общей практики недооценки ученых, которая сложилась в России после распада СССР. А потому в Национальном проекте оказалось больше политики выборов и косвенной пропаганды, чем продуманной социальной политики развития человеческого потенциала России.
Восприятие национальных проектов в социуме оказалось противоречивым. Факты таковы, что сама идея Национального проекта, как способа решения важных проблем страны, представляется плодотворной только 29% российских граждан. По мнению 27% россиян, национальные проекты не являются эффективным способом решения проблем. Особенно часто эту точку зрения выражают москвичи (42%), а также граждане с высшим образованием (34%). Граждане правы в том, что проблем у страны слишком много, и эти проблемы нуждаются в системном, сбалансированном подходе, чего отдельные проекты, даже если их много, обеспечить не смогут.
Например, ускоренная компьютеризация школ – шаг в правильном направлении, если бы сами школы не оказались в бедственном положении. Кроме того, компьютеризация школ без внедрения системы электронного образования (e - Learning) не эффективна. Но об этом в Приоритетном Национальном проекте нет ни строчки. Также трудно оценить и реальные достижения проекта – одним из показателей служит диаметрально противоположное отношении населения к проекту.
Проекты не стали Национальными, в западном смысле этого слова. В странах, где нация представляет единство общества и государства, государство служит обществу. У нас сложилось наоборот – государство само выдвигает проекты, само руководит ими, и само же распределяет деньги, по своему усмотрению, в отсутствие эффективного общественного контроля. А потом само и докладывает об успехах.
Основная форма реализации обсуждаемых Национальных проектов – распределение денег на основе не до конца проработанных критериев. Иначе говоря, здесь имеет место бюрократический и монетарный подходы. Однако в сфере образования, здравоохранения, культуры и науки такие подходы не всегда показывают свою эффективность. Например, вопросами содержания образования и качественных тестов для проверки качества усвоения новых образовательных программ Приоритетный Национальный проект не занимается.
Большие противоречия возникли с нормативно-подушевым финансированием. По мнению Д.А. Медведева, нормативно-подушевой принцип финансирования общего образования породит конкуренцию и может стимулировать рост качества образования. Однако эксперты уверены, что предлагаемый принцип является разрушительным для существующей сферы образования. Президент образовательного фонда России С.К.Комков полагает, что введение нормативно-подушевого финансирования будет означать конец для всех малокомплектных школ. Для решения этого вопроса предлагается введения для сельских школ двойного норматива. В настоящее время в школах с большим количеством учащихся заработная плата учителей существенно повысилась – до 15 тысяч рублей. Однако прямо пропорционально уменьшились зарплаты учителей сельских школ. Конечно, власть пытается сгладить сложившуюся ситуацию - помимо непосредственной заработной платы учителя получают дополнительное поощрение: непосредственно в городе-курорте Сочи в 2006 году около 800 педагогов получили бесплатные курсовки на отдых и лечение в здравницах города. За последние 2 года (2006-2007) около 200 сочинских педагогов получили благоустроенное жилье. Кроме того, сейчас в поселке Блиново Адлерского района продолжается строительство жилья для сочинских учителей, врачей и работников культуры. Жилой дом для учителей будет построен и в Лазаревском районе". Также в системе образования Сочи внедрена практика поддержки молодых специалистов: им доплачивается 50% от ставки заработной платы, еще установлены надбавки директорам школ и педагогам, удостоенным почетных званий. Все эти мероприятия повышают роль и место педагогической профессии в современном обществе. А поскольку Национальные проекты будут продолжены, в том числе и проект «Образование». Данные проекты видятся как средство новой социальной политики. Следует учитывать, что при проведении любых мероприятий, особенно касающихся социальной сферы впоследствии выявляются элементы и просчеты. Ряд экспертов проанализировав имеющиеся итоги для улучшения данного проекта предлагает реализовать следующие меры:
1. Национальные проекты заменить государственными программами сбалансированного развития здравоохранения, образования, жилищного строительства и всех других сфер социального развития, программами подъёма уровня и качества жизни народов России.
Материалы по педагогике:
Преподавательская деятельность О. Иоанна Кронштадского
Святой праведный Иоанн Кронштадский (Иван Ильич Сергиев), родился в 1829 году в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии, которое расположено при слиянии рек Суры и Пинеги. Его отец Илья Михайлович Сергеев служил псаломщиком в местной церкви. Дед был священником, так же, как и большинство ...
Факторы развития личности
Изучение закономерностей развития ребенка дошкольного возраста позволяет выделить факторы, обусловливающие течение и результаты данного процесса. В научной литературе выделяют три фактора, влияющих на становление личности: наследственность, среда и воспитание, которые, в свою очередь, можно объедин ...
Этапы формирования навыка чтения
Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь, такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом ...