При составлении комплексов физкультминуток, необходимо прибегать к требованиям к их проведению:
- комплексы подбираются в зависимости от вида занятия, его содержания, должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, их результативность;
- физкультминутка проводится на начальном этапе утомления, положительном эмоциональном фоне, так как более позднее их проведение не даёт желаемого результата;
- предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.
Комплекс состоит из 3-4 упражнений для различных групп мышц, повторяемых по 4-6 раз. Упражнения подбираются с учётом характера предшествующих учебных занятий и не должны утомлять или чрезмерно возбуждать детей. Так, после письменной работы в физкультминутку включают упражнения с движениями руками и энергичным сжиманием пальцев, потряхиванием кистями, поднятыми вверх, и др.; после длительного сидения - упражнения с приседаниями, на потягивание с глубоким дыханием, с поворотами туловища. Большой эффект дают комбинированные упражнения, например из исходного положения сидя, кисти к плечам, пальцы сжаты в кулаки, встать, потянуться, поднять руки вверх, разжать пальцы, сесть, положить руки на парту. При выполнении таких упражнений в активную работу вовлекаются мышцы-разгибатели позвоночника, устраняется часто наблюдающееся у первоклассников ощущение «онемения» пальцев после письма.
При составлении комплексов физкультурных минут важное значение придаётся последовательности выполнения упражнений. Рекомендуется следующий порядок выполнения:
- одно упражнение в потягивании (выпрямляет позвоночник и растягивает мышцы, находящиеся при сохранении рабочей позы в статическом состоянии, способствует вентиляции лёгких и ликвидации застойных явлений);
- одно упражнение, вовлекающее в работу в различных сочетаниях группы мышц верхнего плечевого пояса (особое внимание уделяется упражнениям на осанку);
- одно упражнение для мышц туловища и ног (повороты, полунаклоны, полувыпады, полуприседания и т.п.) в сочетании с простейшими движениями рук;
- одно упражнение на растягивание и расслабление мышц, несущих основную нагрузку в процессе учебной деятельности;
- одно упражнение на внимание (ассиметричные движения рук, выполнение по словесному описанию и т.п.).
Упражнения следует проводить одно за другим без остановок. По окончании выполнения упражнений рекомендуется принять положение правильной осанки и удерживать его в течение 5-6 секунд. Это позволит создать установку на сохранение правильной осанки в процессе учебных занятий.
При проведении физкультминутки возможны следующие ошибки:
- подбор упражнений без учёта вида деятельности на данном уроке;
- увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (не учитывается степень утомления детей);
- выполнение упражнений с недостаточной амплитудой движений.
Если упражнения выполняются в проходах между партами, то амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы ученики не мешали друг другу. Комплексы проводятся с большой интенсивностью и с малыми интервалами для отдыха. Продолжительность выполнения комплекса – 1-2 минуты. Комплекс упражнений должен выполняться на протяжении 2-3 недель, после чего он сменяется новым. Разучивание комплексов упражнений проводится на уроках физической культуры, после уроков, или в другое свободное время под руководством учителя физкультуры или классного руководителя. Желательно, чтобы в течение каждой недели применялись два комплекса, поскольку в зависимости от характера работы будет выполняться тот или иной набор упражнений. На следующей неделе используются новые комплексы или старые, но под новую музыку, можно применить прежний комплекс, но с частичной заменой одного-двух упражнений новыми или предложить те же упражнения, но с другими исходными положениями. Это способствует повышению интереса учащихся к данному виду физкультурно-оздоровительной работы.
В старших классах физкультпаузы во время занятий проводятся, как правило, в учебно-производственных мастерских (на уроках труда). Продолжительность таких занятий составляет 4-5 минут. Проводятся физкультпаузы под руководством физорга или учителя труда.
Материалы по педагогике:
Цели и структура правового
образования в школе и деятельность учителя права по их реализации
Воспитание и самовоспитание соучастников образовательной деятельности снова становится актуальной общественной проблемой развития современной системы образования. Однако, традиционное для нашей школы понимание воспитания как целенаправленного воздействия на человека, прививающего ему потребные обще ...
Сценарий деловой игры «На тропе сотрудничества»
Цель: оптимизация взаимодействия взаимоотношений между педагогами и родителями. Задачи: сплочение родителей и педагогов, развитие сотрудничества; осознание общих задач, стоящих перед школой и семьей; развитие умений поставить себя на место другого человека; реализация творческих способностей. Катег ...
Качество повышения квалификации профессорско-преподавательского состава
вуза
В современных условиях к научно-педагогическим кадрам вузов предъявляются требования высоких профессиональных знаний и навыков, владения передовыми педагогическими методами и технологиями, а также осознанной личной ответственностью за качество образования, формирование творческих, всесторонне разви ...